ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Финансы и финансовое обращение

Семнадцать законов деления

Предложенный Германом Грефом план модернизации механизма соглашений о разделе продукции небезупречен

Глава Минэкономразвития Герман Греф представил утвержденный в правительстве план работ на 2001 год по подготовке, реализации и контролю за исполнением соглашений о разделе продукции (СРП).

План доказал, что Владимир Путин, в сентябре прошлого года возложивший на Грефа функции по контролю за СРП, в выборе своем не ошибся и дело с мертвой точки сдвинулось. Однако иностранных инвесторов и российских нефтяников в предложениях Грефа устраивает далеко не все.

Оргструктура управления и контроля СРП (по плану Грефа)

Дурное наследство

Соглашения о разделе продукции - одна из самых курьезных российских проблем. О них говорят уже восемь лет, причем всегда самым лестным образом: СРП - единственный действенный способ привлечения иностранных инвесторов, а инвестиции эти - самый действенный способ оживить чахнущую российскую нефтяную отрасль. Однако по прошествии восьми лет действуют только три соглашения о разделе продукции - Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинское месторождение. Впрочем, подписаны эти соглашения до вступления в силу Закона о СРП, и сколько из вложенных иностранцами средств им удастся вернуть, не ясно: у соглашений нет достаточной законодательной базы.

С сентября 2000 года дело, похоже, пошло на лад. Тогда на сахалинской конференции по СРП Владимир Путин поручился, что отныне совершенствование законодательства по СРП станет одним из приоритетов исполнительной власти. Для того чтобы вернее исполнить обещание, президент отнял функции по СРП у занимавшегося ими ранее Минэнерго и передал в ведомство Грефа. Реализация указаний заняла некоторое время: постановление правительства о передаче полномочий вышло лишь в начале февраля 2001 года. Однако дальнейшие события, судя по всему, будут разворачиваться со скоростью невероятной.

Взрыв активности

Программа Грефа предполагает только до конца 2001 года подготовить семнадцать нормативных актов и постановлений (в том числе столь необходимые инвесторам поправки в Налоговый кодекс). Кроме того, планируется осуществить доработку концепции СРП, сформировать новую схему взаимодействия различных ведомств по принятию и координации проектов СРП, включить в Закон о СРП семь новых проектов и подготовить технико-экономические обоснования еще по двадцати трем.

"Создав механизм реализации крупных нефтегазовых проектов на условиях СРП, в ближайшие пять-семь лет мы сумеем привлечь в российскую экономику порядка восьмидесяти пяти миллиардов долларов иностранных инвестиций", - сообщил г-н Греф, представляя на конференции в Минэкономразвития этот план.

Однако западные инвесторы такую активность российского правительства не одобрили - не отказываясь, впрочем, дать обозначенную сумму. "Несмотря на то что в целом план мы поддерживаем, не все его пункты равнозначны. А попытки решить все задачи разом нас просто пугают", - сообщил после презентации плана генеральный менеджер компании Exxon Mobil Стенли Голис. Директор нефтяного совещательного форума, представляющего интересы всех иностранных инвесторов по вопросам СРП, Глен Уоллер высказался конкретнее: "Скорее всего, в заявленном объеме план просто невыполним. Нам кажется, что в программе работ на 2001 год следует сконцентрироваться на основных вещах, не отвлекаясь на мелочи. Если в этом году будут только приняты поправки к Налоговому кодексу и внесены в Закон о СРП четыре-пять месторождений, мы уже будем считать, что сделано очень много".

А представители Госдумы выступают и вовсе категорично. "Позиция Думы сводится к максимальной либерализации процедур принятия и осуществления проектов на условиях СРП. В данной же программе генеральная линия вообще отсутствует - документ очень не цельный, и ряд положений просто не несут смысловой нагрузки", - говорит член комитета по бюджету и налогам, депутат от фракции "Яблоко" Алексей Мельников.

Опять уполномоченные

Особенно бурно заинтересованные стороны обсуждают вопрос о появлении в схеме СРП уполномоченной компании, которая будет вести переговоры с инвесторами и отстаивать интересы государства. По мнению Грефа, государственные органы в таких переговорах участвовать не должны, поскольку вести их надо на профессиональном языке нефтяников. Изначально планировалось, что уполномоченной компанией станет "Роснефть". Сейчас Минэкономразвития склоняется к тому, что уполномоченных компаний будет две - "Роснефть", а в тех проектах, где "Роснефть" участвует в качестве инвестора и независимой позиции иметь не может, - "Зарубежнефть".

Другие нефтяные компании и Дума против появления уполномоченной компании возражают в принципе. "Как можем мы быть уверены, что некие акционерные общества, пусть даже и со стопроцентным государственным участием, будут соблюдать государственные интересы?" - недоумевает Алексей Мельников. Приватизированные же нефтяные компании, которые никак не могут на себя примерить многообещающий статус уполномоченной компании, лоббируют ликвидацию этого статуса. А заодно и передачу всех вопросов по СРП обратно в родное и понятное им Минэнерго.

Екатерина Дранкина

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru