|
> Недвижимость и бизнес: подборка документацииМалый бизнес оказался питательной средой для олигархов и чиновниковНе верь, не бойся, не проси• Татьяна РЫБАКОВА Теперь развивать малый бизнес будут не только чиновники, но и олигархи. Чиновничья поддержка пока вылилась в бюрократический скандал между министерствами. Во что выльется милость крупного капитала - неизвестно.
Время, когда рост экономики обеспечивался крупными экспортно-ориентированными предприятиями, заканчивается, все надежды - на малый и средний бизнес. Эти слова вице-премьера министра сельского хозяйства Алексея Гордеева в том или ином виде повторялись большинством выступавших на IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий, закончившей работу перед майскими праздниками. Нельзя сказать, что мысль о необходимости развивать малый бизнес отличается новизной, но, возможно, впервые в этом году появились попытки конкретных действий.
Борьба чиновников
Первые шаги оказались скандальными: в среднесрочной программе социально-экономического развития, разработанной ведомством Германа Грефа , предлагается коренным образом реформировать систему господдержки малого бизнеса ввиду ее неэффективности. В частности, передать эти функции в регионы и ликвидировать федеральный фонд господдержки предпринимательства.
Инициатива Минэкономразвития вызвала резкую критику со стороны Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), а президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков на конференции заявил, что среднесрочная программа не содержит никаких мер для изменения сегодняшнего положения с малым бизнесом. Примаков раскритиковал и выводы кудринской комиссии по оптимизации госрасходов: по его мнению, при принятии ее рекомендаций в бюджете 2004 года вообще не будет предусмотрена статья на поддержку малого бизнеса. Между тем, замечает заместитель главы МАП Андрей Цыганов , из бюджета финансируется только создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса, то есть центров, помогающих предпринимателям.
По мнению Примакова, федеральный уровень господдержки необходимо сохранить, в то же время нужно дать регионам большие полномочия, передав им налоги с малого бизнеса. При этом , замечает Цыганов, поддержка малого бизнеса должна стать обязанностью, а не только правом региональных и местных чиновников. Иначе не избежать соблазна потратить поступившие от малого бизнеса налоги на врачей, учителей и тех же чиновников.
Новые спасатели
Т еперь, кажется, найден новый путь: развитие малого бизнеса должно идти рука об руку с бизнесом крупным. Для этого, по мнению делегатов конференции, необходимо реструктурировать гигантов промышленности, передав сети малых предприятий непрофильные и вспомогательные производства, а также инновационные работы. В дальнейшем, по мнению гендиректора Межрегионального центра субконтракции и партнерства Артема Киселева , м ожно вывести из крупных предприятий и не стратегические производства: например, машинную обработку, которая абсолютно одинакова для любого машиностроительного завода. Предполагается, что в результате вокруг крупных производств появится целый комплекс из средних и малых предприятий, работающих на условиях субконтрактации - такие технологии в мире называются кластерными и достаточно широко распространены.
Пока взаимодействие малого и крупного бизнеса лучше всего идет в нефтяном секторе: нефтяные компании строят АЗС и передают их в аренду малым предприятиям на условиях франчайзинга (под единой торговой маркой и с соблюдением единой технологии и стандартов). Глава " ЮКОСа " Михаил Ходорковский рассказал, что нефтяным компаниям выгоднее работать по такой схеме. По его мнению, малому и среднему бизнесу необходимо передавать и сервисные подразделения, а также геологоразведку и " социалку ". Есть и более косвенные пути взаимодействия крупных, средних и малых предприятий: 94% оборудования нефтяники закупают в России, и большая его часть производится средним и даже малым бизнесом.
Сами малые предприниматели относятся к спайке с олигархами двояко. С одной стороны, такое сотрудничество дает перспективу стабильного поступления заказов. А система субконтрактации , по словам Киселева, у нас развивается вразрез с мировой тенденцией, со стороны малых предприятий. Многие из них, обладая ноу-хау, предпочитают не заниматься изготовлением продукции самостоятельно, а размещать заказы на крупных заводах, экономя таким образом на закупке дорогостоящего оборудования. С другой стороны, как сообщил Цыганов, большая часть антимонопольных разбирательств относится к злоупотреблению монопольным или доминирующим положением крупных корпораций в отношении малых фирм. Как выразился предприниматель из Сибири: "Они нас любят, как кошка мышку".
Малая промышленная революция
Президент союза ОПОРА Сергей Борисов считает, что конфликт между крупным и малым бизнесом вызывается излишней монополизацией экономики, непрозрачностью ценообразования и административными преференциями крупному бизнесу. Поэтому, говорит Борисов, "государственная поддержка малого бизнеса должна в первую очередь ориентироваться на изменение конкурентной среды, а не на поддержку инфраструктуры поддержки". В частности, развивать биржевую торговлю, бороться с монополизмом не только на федеральном, но и на межрегиональном и региональном уровнях, обеспечивать паритет интересов государства, крупного и малого бизнеса.
По мнению Цыганова, сегодня государство должно поддерживать в первую очередь промышленные и инновационные малые предприятия, создающие большую добавленную стоимость. Правда, именно их сегодня Налоговый кодекс исключает из числа малых предприятий, поэтому участники конференции единодушно потребовали поднять планку оборота предприятия, при которой оно считается малым, с 15 млн руб. до 50-60 млн руб. Кроме этого, в рекомендациях конференции правительству записаны требования применить ускоренную амортизацию к малым предприятиям, возможность добровольного перехода к уплате НДС (без этого продукция крупных предприятий для малых дорожает на 10-15%), а также возврата инвестиционной льготы для малых промышленных предприятий.
Фрейд отдыхает
Предыдущие решения съездов и конференций малого бизнеса вызывали у властей в основном оживление разговорного жанра. По мнению президента Российской ассоциации средних и малых предприятий Александра Иоффе , "пока не наладится бюрократическое взаимодействие малого бизнеса и власти, мы ничего не получим". " Нынешняя непринужденная атмосфера общения не накладывает на чиновников и правительство никакой ответственности, - говорит он, - захотят, присутствуют на наших мероприятиях, выслушивают и даже что-то решают, не захотят - не будут ничего делать". По мнен ию Ио ффе, одной из таких бюрократических процедур может стать обязательное согласование нормативных актов, касающихся малого бизнеса, с Торгово-промышленной палатой России.
С крупным бизнесом, кажется, проще - достаточно убедить его в том, что маленькие отнюдь не беззащитны. Пока же Иоффе озвучил прозвучавшие в ходе конференции "оговорки по Фрейду". Михаил Ходорковский, например, рассказывая о важности сотрудничества с малым бизнесом, упорно называл его "мелким". А некоторые собравшиеся договорились до того, что "малый бизнес - это питательная среда для бизнеса крупного" и даже "поглощение малого бизнеса крупным является благом". Как говорится, иногда лучше молчать... |
main.finiz.ru
|