ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Недвижимость: анализ рынка, проблемы, документы

Социальное жилье: достижения и просчеты

Прежде чем начинать разговор о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем днях социального жилья, я предложил первому заместителю руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Правительства Москвы Эдуарду Якушенко сравнить жилые типовые нынешние дома и те, что строили в 50-60-е годы, 20 и 15 лет назад. "Сравнить, действительно, интересно, - откликнулся Эдуард Сергеевич, - стоит вспомнить, что еще каких-то 10 лет назад та же серия П-44 была лидером. Сегодня она снята с производства как морально устаревшая. Но вот парадокс: говорить придется о жилье, четкого определения которому у нас нет. Что такое социальное жилье? Какие к нему предъявлять требования?".

И мы договорились, что основное требование таково: это жилье должно быть дешевым. При этом Якушенко уточнил, что дешевое жилье - это еще и соответствующие требования к качеству самого строительства, к размерам и, наконец, к насыщенности удобствами. Что это за требования? Увы, оказалось, что четко они не определены до сих пор. Существуют лишь московские нормы строительства, где есть такие понятия, как жилье первой и второй категорий, высшего класса и элитное, но они касаются, скорее, качества строительства. И, кстати, в последнее время московские строители доказали: социальное жилье тоже может быть качественным, и в нем могут применяться современные отделочные материалы и т.д. Но сегодня ограничиваться этими требованиями - мало. И здесь не грех вспомнить "пятиэтажки" первого периода индустриального домостроения. Что бы там ни говорили, это было прогрессивное решение для того времени: во-первых, строили быстро и дешево; во-вторых, люди переезжали из коммуналок в отдельное жилье - для них это было благо. И содержание жилья город брал на себя. Но вот срок службы этих домов был ограничен: кто-то называет цифру 25 лет, кто-то 30, иногда 50 - в зависимости от технического решения. Главное, что эти дома были рассчитаны на жизнь одного поколения…

Жребий начать демонтаж пятиэтажных домов выпал нынешнему поколению. "Мы выделили сносимые и не сносимые на сегодняшний день серии, и предоставляем людям новое, более комфортабельное, - уточнит Эдуард Сергеевич, - но опять же - типовое жилье, построенное по типовым проектам. Увеличен лишь срок службы: строители утверждают, что эти дома простоят 100 лет. Но должен сказать: сегодня Юрий Михайлович Лужков обращает внимание на судьбу 9- и 12-этажных жилых домов, построенных на основе тех же технологий. Когда подойдет их черед? И это еще более серьезная проблема, которая с каждым годом будет только обостряться".

Затем разговор перешел на грядущие изменения в строительстве социального жилья. "Сегодня само понятие типового проектирования домов уходит в прошлое, - считает Якушенко, - в том числе и в строительстве социального жилья. Мы приступили к монолитному строительству со свободной планировкой - это позволяет иметь любое сочетание квартир в доме. Меняются и сроки эксплуатации дома: монолитные дома рассчитаны на 150-200 лет. Здесь уже можно говорить: шаг вперед сделан значительный. Изменилось и качество коммуникаций: материалы применяются более долговечные. Больше выбора у архитекторов и инженеров. Думаю, что полный переход на новое строительство произойдет через 3-4 года. Ориентиром может служить наш Домостроительный комбинат № 1 - флагман московской строительной индустрии, который начинал осваивать серию К-7, в дальнейшем освоил серию П-44, модернизируя ее, дошел до серии "Юбилейная" - этот дом более привлекателен по своей архитектуре, по планировке и, наконец, по стоимости применим для социального жилья. Так вот, ДСК № 1 тоже переходит на монолитное домостроение, а у него, напомню, мощность строительства 1 млн. 200 тыс. кв. метров жилья в год. Так что если это произойдет, то уж точно коснется и социального жилья"… Как известно, рынок жилья не ставит пределов владения - состоятельный человек может купить квартиру и в 200 кв. метров. Но социальному жилью не обойтись без норм. Как они будут определяться?

Вот как отвечает Эдуард Якушенко на этот вопрос: "Норма при постановке на учет была определена после войны: от 3 до 5 кв. метров на человека; тогда же определили норму предоставления жилья: 7-9 кв. метров жилой площади на человека. В 1982 году, с принятием Жилищного кодекса, изменилась только норма предоставления - до 12 кв. метров жилой площади на человека. Затем мы перешли на новую норму: 18 кв. метров общей площади на человека...".

Кстати, интересна история появления этих цифр. Оказывается, в начале XX века норму жилья описывали не квадратными метрами, а объемом и объясняли это так: для восстановления функций человеческого организма нужно, чтобы воздух в помещении менялся через определенный срок. Считалось, что при объеме 25 куб. метров и вынужденной вентиляции воздух будет полностью меняться 3 раза за час. И это назвали нормой. А 7 "советских" метров вывели уже из этой нормы дореволюционной профессуры: объем разделили на высоту потолка. Площадь составила 7 кв. метров. И эта цифра гуляла по нормативным документам в течение многих десятилетий…

"Мы выводим среднюю норму иначе, - говорит Якушенко, - количество площади в городе делим на количество людей - сегодня это около 23 кв. метров на человека. Но это - средняя цифра. А ведь кто-то имеет и по 200 кв. метров на человека, кто-то имеет отдельные особняки. А у кого-то не более 10 кв. метров на человека - таких мы и ставим на учет. Сегодня у нас на учете 190 тысяч семей - это около 600 тысяч человек. Для восьмимиллионного города - цифра, прямо скажем, не катастрофическая. Но должен заметить, что учет наш флюсу подобен: ведь считаем только площадь городских квартир. А сколько у людей загородных домов? Сколько коттеджей? А это второе жилье. Недавно в одной из телепрограмм показали известного музыканта - он сад свой обустраивал, - так вот, он живет один в большом доме за городом. И мы этот дом в учет не берем. Считаем лишь его городскую квартиру. Поэтому сегодня в Госстрое задумались о том, как сделать подотчетным все жилье. Тогда мы сможем сравнивать себя с Западом, где налажен именно такой учет…".

И коль скоро упомянут Запад, то стоит заметить, что во многих странах этого самого Запада социальное жилье предоставляется только в аренду, то есть на время. И если человек стал зарабатывать больше, то может либо взять в аренду более комфортабельное жилье, либо купить собственное. А какие требования должны предъявляться к социальному жилью у нас, ведь оно - бесплатное?.. Прежде всего, стоит отметить: сегодня социальное жилье не только предоставляется бесплатно, но и людям дается возможность бесплатно его приватизировать. И это породило проблему: будь то малоимущий человек или имеющий вполне ощутимый достаток - одинаково требуют: дайте бесплатное жилье! А государство, город такого количества бесплатного жилья дать не могут. Есть и другой аспект проблемы: социальное жилье, переходя в процессе приватизации в собственность малоимущих, выходит из городского управления.

И сегодня власти задумались: как сохранить социальное жилье, которое используется для решения вполне определенных задач? Ведь потеряв его, город не может ни вести реконструкцию, ни решать целый ряд проблем, связанных с жилищной политикой. Предвидя такую ситуацию, несколько лет назад Департамент жилищной политики предложил: остановить приватизацию. Но президент Борис Ельцин отказал, сославшись на то, что процедура не отражена в законе. Было и другое предложение: дать право субъектам Федерации самим устанавливать сроки приватизации или ввести частично оплачиваемую приватизацию. Вопрос пока не решен, но требует решения: если речь идет о выкупе, то почему это должно быть социальное жилье? Пусть выкупают те, у кого договор найма или аренды, а социальное жилье следует предоставлять только малоимущим гражданам и, как сказано в Конституции, "и иным, указанным в законах", то есть речь идет о беженцах, судьях, военных - им должны давать социальное жилье.

Пока же все происходит с точностью до наоборот: запрещено приватизировать коммерческое жилье, но разрешено - социальное. Таким образом, введение социального найма в приватизацию лишило возможности его развивать. В таких случаях говорят: рубят сук, на котором сидят… Именно поэтому, подводя итог разговору о будущем социального жилья, Эдуард Якушенко сказал: "Определив, что есть социальное жилье, мы должны запретить его приватизацию - иначе система социальной поддержки, в той мере, в какой должна это делать, своих функции выполнять не будет…".

«Квартира, дача, офис» № 189, 14.10.2002

   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru