ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 8 (812) 715-95-67
 Юристы       Конференция       Библиотека       О спаме       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Конференция
Все темы
Задать вопрос!
Авторское право
Вопросы наследования
Гражданское право
Долевое строительство
Жилищное право
Жилые помещения
Земельное право
Налоговое право
Нежилые помещения
Семейное право
Уголовное право, ИТУ
   Библиотека
Москва
Санкт-Петербург
бизнес
документы
законы
земля
инвестиции
инновации
ипотека
лизинг
махинации
налоги
недвижимость
обзоры
политика
рынок
финансы
экология
экономика
прочее
   Реклама  от Google


>  Экологические проблемы

Состояние природной среды и проблемы экологии на Кольском полуострове

к оглавлению

1.3. Почвы и земельные ресурсы, в том числе леса

1.3.1. Структура земельного фонда Мурманской области

Оглавление

Земельный фонд Мурманской области по состоянию на 01.01.2000 года составляет 14490,2 тыс. гектаров. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия Мурманской области используют в Новгородской области- 2,6 тыс. гектаров.

Специфические физико-географические условия определяют качественный состав земель. Значительная часть территории области расположена в тундровой и лесотундровой зонах.

Растительные ресурсы в Мурманской области интенсивно используются в целях оленеводства и для заготовки древесины. Эксплуатация оленьих пастбищ и лесных территорий вносит существенные изменения в распределение земельных ресурсов и их состояние, особенно в связи с крайне низкой способностью растительного покрова к возобновлению, что обусловлено суровыми климатическими условиями региона.

На долю лесов и кустарников приходится 41,3% территории области, сельскохозяйственные угодья занимают 0,2 % от общей площади области.

Под болотами и водными объектами находится 45,7% территории области. Основные массивы болот и водных объектов сосредоточены на землях лесного фонда и землях запаса (соответственно 50,6% и 46,4% ).

Застроенные территории занимают 0,2%, примерно 12% занимают нарушенные и прочие земли.

Распределение земель Мурманской области по категориям и угодьям (тыс. га).

Земельные угодья

Земли с/х предприятий, организаций и граждан

Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельск. органов власти

Земли промыш-

ленности транспорта и иного несельхоз. назначения

Земли природо-

охранного назначения

Земли лесохозяйственных предприятий

Земли водного фонда

Земли запаса

Всего земель

Сельскохозяйственные угодья

22,2

0,8

0,4

 

0,7

 

2,9

27,0

из них: пашни

17,3

0,6

0,2

-

0,1

-

2,6

20,8

под лесами

-

8,4

14,3

174,0

5187,6

-

1,9

5386,2

под древесно-кустарни-

ковой растительностью

20,9

6,1

80,4

12,4

-

-

484,9

604,7

под водными объектами

2,6

4,0

19,9

22,1

688,7

77,3

375,5

1190,1

земли застройки

0,4

13,8

15,3

0,1

2,7

-

0,2

32,5

под дорогами

0,8

7,4

10,2

0,2

15,9

-

0,3

34,8

болота

7,1

0,8

41,9

17,9

2667,2

-

2700,4

5435,3

нарушенные земли

0,8

1,5

16,7

-

2,0

-

0,4

21,4

прочие земли

2,3

19,4

254,1

92,8

904,4

-

485,2

1758,2

итого земель

57,1

62,2

453,2

319,5

9469,2

77,3

4051,7

14490,2

На 01.01.2000 года административно-территориальное деление области не изменилось. В области имеется 5 административных районов, 13 городов областного подчинения, 11 из которых имеют территории, административно подчиненные администрациям городов (за пределами городской черты).

Из 13 городов областного подчинения 6 городов имеют статус закрытого административно - территориального образования: ЗАТО г.Заозерск, ЗАТО г.Скалистый, ЗАТО г. Снежногорск, ЗАТО г. Полярный, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО г. Островной.

Кроме городов областного подчинения на территории области имеется 3 города районного подчинения (г.г. Кола, Ковдор, Заполярный).

Развитие и размещение производительных сил оказывает определенное влияние на распределение и уровень использования земельного фонда области.

За 1999 год в структуре земельного фонда произошли незначительные изменения. Земли населенных пунктов уменьшились на 0,6 тыс. га за счет упразднения населенных пунктов в ЗАТО г. Полярном, Ловозерском, Апатитском, Мончегорском, Ковдорском, Печенгском районе, из них передано промышленным предприятиям и предприятиям транспорта около 0,6 тыс. га земель. Возвращено по истечении срока пользования в лесной фонд 0,3 тыс. га земель промышленности, транспорта и иного назначения, таким образом общая площадь земель промышленности, транспорта и иного назначения увеличилась на 0,3 тыс. га и составила на 1 января 2000 года 453,2 тыс. га, что составляет 3,1% земельного фонда Мурманской области.

Доля сельскохозяйственных угодий от общей площади данной категории земель незначительна и составляет 0,4 тыс. га или 0,1%. Сельскохозяйственные угодья используются подсобными предприятиями Минобороны (0,3 тыс. га) и прочими предприятиями и организациями (0,1 тыс. га). В структуре земельных угодий высока доля болот, водных объектов и других земель (69,7% или 315,9 тыс. га), площади, занятые лесами и древесно-кустарниковой растительностью, составляют 94,7 тыс. га или 21%, и земель непосредственно под объектами промышленности 46,5 тыс. га или 10,3%. Основными землепользователями в данной категории земель являются предприятия горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предприятия строительных материалов, электроэнергетики, объекты обороны и другие. Промышленные предприятия в данной категории земель занимают 46,5 тыс. га или 10,3%, земли железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта - 15,3 тыс. га или 3,4%, прочие предприятия занимают 389,4 тыс. га или 85,9% от общей площади данной категории земель (в основном, это земли, предоставленные для нужд обороны -388,8 тыс. га).

Общая площадь земель запаса на 1 января 2000 года увеличилась на 1,7 тыс. га за счет земель сельскохозяйственного назначения в том числе прекращение права пользования совхоза "Умбский" на территории Терского района на 1,3 тыс. га (Постановление администрации Терского района №261 от 15.06.99 года) и совхоза "Мончегорский" на территории Оленегорского района 0,3 тыс. га и составляет 4051,7 тыс. га.

Общая площадь земель, входящих в государственный лесной фонд на 01.01.2000 года, составляет 9470,2 тыс. га, что составляет 65,3% от общей площади Мурманской области. Произошло увеличение площади лесного фонда на 0,2 тыс. га за счет земель промышленности (возврат карьера).

Для осуществления полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов лесной фонд Мурманской области передан в ведение 10 лесохозяйственным предприятиям (лесхозам). В структуре лесного фонда лесные земли занимают 5188,2 тыс. га, что составляет 54,8% от общей площади данной категории земель, нелесные земли занимают 4282,0 тыс. га или 45,2%. Лесные земли по видам угодий распределяются следующим образом: покрытые лесной растительностью 5057,9 тыс. га, непокрытые лесной растительностью 96,8 тыс. га, в том числе гарей и земель с погибшим древостоем 22,6 тыс. га, земель, занятых вырубками 61,8 тыс. га.

Из нелесных земель, расположенных в границах лесного фонда, наибольшая доля приходится на земли занятые болотами (2667.2 тыс. га или 28,1% от общей площади данной категории земель), площадь земель, занятых водными объектами 688,7 тыс. га или 7,3%, прочих земель - 906,7 тыс. га или 9,6%.

Из общей площади земель лесного фонда 41,1% территории или 3891,4тыс.га передано в аренду и используется под оленьи пастбища. Кроме переданных в аренду земель лесного фонда под оленьи пастбища, на территории области в границах лесного фонда Терского района имеется фонд перераспределения оленьих пастбищ, площадью 781,9 тыс. га.

Остались без изменения земли природоохранного назначения и водного фонда площадь которых составляет на 01.01.2000 года соответственно 319,4 тыс. га и 77,3 тыс. га.

Распределение земель по категориям и формам собственности (тыс. га).

Состав земель

Общая площадь

В собственности граждан

В собственности юридических лиц

В государственной и муниципальной собственности

всего

из них предоставлено

гражданам

юридическим лицам

во владение и пользование

в аренду

в пользование

в аренду

1. Земли сеьхоз. назначения

57,1

2,7

4,4

50,0

2,6

0,3

45,4

1,7

2. Земли населенных

пунктов

62,2

0,1

0,2

61,9

0,8

0,1

20,8

5,1

3. Земли промышленности, транспорта, связи и пр.

453,2

-

1,1

452,1

-

0,1

342,4

109,6

4. Земли особо

охраняемых территорий

319,5

-

-

319,5

-

-

319,5

-

5. Земли лесного фонда

9469,2

-

-

9469,2

93,7

47,4

-

3750,5

6. Земли водного фонда

77,3

-

-

77,3

-

-

-

-

7. Земли запаса

4051,7

-

-

4051,7

-

-

-

3505,9

8. Итого земель в административных границах

14490,2

2,8

5,7

14481,7

97,1

47,9

728,1

7372,8

  1.3.2 Земли у предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством

Оглавление

Общая площадь земель сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан на 1января 2000 года составила 7557,2 тыс.га, в том числе 7498,6 тыс.га предоставлено в аренду для ведения северного оленеводства. Наличие земель у предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельхозпродукции, распределение по угодьям (тыс.га).

№ п/п

Наименование субъектов на землю

Кол - во субъектов права тыс.

Общая площадь

Пашня

Кормов. угодья

Многолет. насажден.

Итого С/Х угодий

1

Хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие организ.

40,4

5939,2

5,3

0,7

3,0

9,0

2

Государственные и муниципальные униарные предприятия

-

1342,1

9,5

0,6

-

10,1

3

Подсобные сельхоз. предприятия

-

2,0

1,2

-

-

1,2

4

Колхозы

-

15,0

0,5

0,4

-

0,9

5

Земли прочих предприятий организаций и учреждений

-

115,7

0,5

-

-

0,5

6

Граждане

22,0

143,2

0,9

0,3

0,1

1,3

6.1

Крестьяне (фермеры)

-

0,7

0,3

0,2

-

0,5

6.2

Имеющие личные подсобные хозяйства

7,7

0,5

0,3

0,1

-

0,4

6.3

Занимающиеся индивидуальным садоводством

1,5

0,1

-

-

0,1

0,1

6.4

Занимающиеся индивидуальным огородничеств.

12,8

0,3

0,3

-

-

0,3

6.5

Занимающиеся северным оленеводством

-

141,4

-

-

-

-

Итого земель

62,4

7557,2

17,9

2,0

3,1

23

Оленьи пастбища преобладают по площади в Ловозерском районе (4997,З тыс.га или 94% от площади района), в Кольском районе оленьи пастбища занимают 1380,7тыс.га или 48,8% земель района. Кроме того, оленьи пастбища используются на территории Североморского, Кировского и Терского районов.

Оленеводством занимаются 2 СХПК ("Тундра", "Оленевод"), Мурманская опытная оленеводческая станция (МООС), совхоз "Ена", и 3 оленеводческих крестьянских хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения, составляют 58,6 тыс. га или 0,8% от площади земель данной категории и используются акционерными обществами, товариществами, государственными и муниципальными сельскохозяйственными предприятиями, крестьянами (фермерами), гражданами, имеющими личные подсобные хозяйства, занимающимися индивидуальным садоводством и огородничеством.

Из общего количества (36823) участков, предоставленных гражданам на территории области для ведения садоводства , наибольшие доли приходятся на Апатитский район - 9580, Кандалакшский район - 8147, Кольский район - 6949, Кировский район - 2843, Мончегорский район - 1928.

В структуре земель сельскохозяйственного назначения (включая оленьи пастбища) сельскохозяйственные угодья составляют 0,3% от общей площади данной категории земель. Из других угодий наибольшая площадь занята древесно-кустарниковой растительностью - 33%.

Структура сельскохозяйственных угодий предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельхозпродукции сложилась следующим образом: пашня - 17,9 тыс.га (78%), кормовые угодья - 2,0 тыс.га (9%), садовые участки (многолетние насаждения) - 3,1 тыс га (13%).

Нового мелиоративного освоения на территории области в 1999 году не было. Распределение земель предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством

сельхозпродукции по формам собственности (тыс. га).

Наименование субъекта права на землю

Общая площадь

В собственности граждан

В собственности юридических лиц

В государственной и муниципальной собственности

Всего

Из них предоставлено

Гражданам

Юридическим лицам

Всего

В т. ч. аренда и пользование от других юридических лиц

Во владение и пользование

В аренду

В пользование

В аренду

1. Хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие организации

5939,2

-

2,5

4,4

5932,3

1,6

-

8,3

5922,4

2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

1342,1

-

-

-

1342,1

-

-

20,1

1322,0

3. Подсобные сельхоз. предприятия

2,0

-

-

-

2,0

-

-

1,9

0,1

4. Колхозы

15,0

-

-

-

15,0

-

-

14,9

0,1

5. Земли прочих предприятии, организаций и учреждений

115,7

-

-

-

115,7

-

-

1,3

114,4

6. Граждане

143,2

0,1

0,3

-

142,9

95,1

47,0

-

-

6.1. Крестьяне (фермеры)

0,7

-

0,2

-

0,5

0,4

0,1

-

-

6.2. Имеющие личные подсобные хозяйства

0,5

-

-

-

0,5

0,4

0,1

-

-

6.3. Занимающиеся индивидуальным садоводством

0,1

-

0,1

-

-

-

-

-

-

6.4. Занимающиеся индивидуальным огородничеством

0,3

-

-

-

0,3

0,2

-

-

-

6.5. Занимающиеся северным оленеводством

141,4

-

-

-

141,4

94,0

47,4

-

-

Итого земель

7557,2

0,1

2,8

4,4

7550,0

96,7

47,8

46,5

7359,0

Земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)

Площадь земель населенных пунктов на территории Мурманской области по состоянию на 1января 2000 года составляет 62,2 тыс. га.

Площади земель населенных пунктов уменьшились за счет упразднения населенных пунктов в ЗАТО г.Полярном (Сетьнаволок, Маяк Палагубский, Маяк Сальный, Маяк Белокаменский, Маяк Великий, Маяк Ретинский), Апатитском районе (Питкуль), Мончегорском (Куцколь), Ковдорском (Уполокша), Ловозерском (Колмозеро, Сосновец), Печенгском (Мыс Скоробеевский) на 0,6 тыс. га.

Не выделены земли еще по 38 поселениям таким, как маяки, лесные кордоны, железнодорожные разъезды и другим поселениям, входящим в число административных единиц Мурманской области.

Эти земли учтены в составе земель тех категорий, в границах которых эти поселения находятся.

Кроме того, в ведение городских, поселковых и сельских органов власти передано 0,8 тыс. га за пределами черты населенных пунктов.

Таким образом, всего передано в ведение: городских и поселковых органов власти - 53,3 тыс. га или 86% и в ведение сельских органов власти - 8,9 тыс.га или 14%.

В структуре земель населенных пунктов на долю застроенных и земель общего пользования приходится 56%, сельскохозяйственных угодий - 2,5%, занято городскими лесами и древесно-кустарниковой растительностью 9,4%, остальные площади представлены болотами, водными объектами и прочими неиспользуемыми землями.

В настоящее время на землях городов, поселков и прочих населенных пунктов проводится разграничение земель по видам пользования и функциональному назначению земель.

Результаты этого разграничения по состоянию на 01.01.2000 года показаны в таблице: Земли населенных пунктов (тыс. га)

Состав земель

Общая площадь

В собственности граждан

В собственности юридических лиц

В государственной и муниципальной собственности

всего

из них предоставлено

гражданам

юридическим лицам

во владение и пользование

в аренду

в пользование

в аренду

1. Земли жилой застройки

5,0

-

-

5,0

0,4

-

1,1

0,8

2. Земли общественно- деловой застройки

3,4

-

-

3,4

-

0,1

1,2

0,7

3. Земли промышленной, коммерческой и коммунально- складской застройки

9,1

-

0,2

8,9

-

-

5,9

3,0

4. Земли общего пользования

4,8

-

-

4,8

-

-

0,3

0,1

5. Земли транспорта связи, инженерных коммуникац.

3,6

-

-

3,6

-

-

3,3

0,3

6. Земли сельхоз. использования

1,6

0,1

-

1,5

0,4

-

1,1

-

7. Земли особо охраняемых территорий

0,9

-

-

0,9

-

-

0,4

-

8. Земли рекреации

9,2

-

-

9,2

-

-

-

-

9. Земли под водными объектами

4,1

-

-

4,1

-

-

-

-

10. Земли лесного фонда

0,4

-

-

0,4

-

-

-

-

11. Земли под военными объектами

7,6

-

-

7,6

-

-

7,5

0,1

12. Земли не вовлеченные в градостроительную деятельн.

12,5

-

-

12,5

-

-

-

0,1

13. Итого земель

62,2

0,1

0,2

61,9

0,8

0,1

20,8

5,1

  1.3.3. Анализ качественного состояния земель Мурманской области

Оглавление Сельскохозяйственные угодья

Сельскохозяйственное производство в Мурманской области находится в крайне сложных природных условиях, оказывающих влияние на продуктивность земель и их качественное состояние.

По состоянию на 1 января 2000 года в области числится 27,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых 2,9 тыс. га зачислено в запас, 22,2 тыс. га передано землепользователям, занимающимся сельхоз. производством, 1,9 тыс. га составляют природные кормовые угодья, учтенные по другим категориям земель. Сельскохозяйственные угодья области характеризуются следующими показателями (тыс. га):

Наименование угодий

Общая площадь

В том числе: осушенные

Пашня

20,8

14,8

Многолетние насаждения

3,1

0,1

Кормовые угодья

2,0

1,2

В составе земель сельскохозяйственного назначения на долю осушенных сельскохозяйственных угодий приходится 60% от общей площади сельскохозяйственных угодий, имеющихся на территории Мурманской области. В структуре сельскохозяйственных угодий кормовые угодья (сенокосы, пастбища) занимают 13,1%, причем, природные кормовые угодья, разбросанные по берегам рек и озер Кольского полуострова мелкими контурами, заметной роли в общей структуре земель сельскохозяйственного назначения не играют. Лесной фонд

Сравнительное разнообразие лесов области в экономическом и природном отношении обусловлено разделением их на группы и категории защитности. Из общей площади 9470,2 тыс. га земель лесного фонда Мурманской области 63% или 5966.2 тыс. га занято лесами I группы и 37% или 3504,0 тыс. га занято лесами Ш группы, имеющим преимущественно эксплуатационное значение и предназначенным для удовлетворения потребностей в древесине без ущерба экологических функций этих лесов. Кроме земель лесного фонда на территории области имеются земли, занятые лесами, не входящими в лесной фонд и учтенные в землях особоохраняемых территорий, т.е. в границах заповедников.

Леса области имеют специфические особенности, которые обусловлены своеобразными почвенно-климатическими условиями Кольского полуострова. В условиях Севера у деревьев вызревают семена очень редко, приживаемость их низка всходы деревьев часто гибнут. Для лесов области характерны также низкий бонитет и небольшой процент выхода деловой древесины. Водный фонд

Общая площадь водного фонда Мурманской области составляет 198,4 тыс. га, из них 1121,1 тыс. га по земельному балансу учтены в составе других категорий земель и 77.3 тыс.га, занимаемых водохранилищами Каскадов Серебрянских и Туломских ГЭС, выделены из состава земель промышленности и переведены в категорию земель водного фонда.

По территории Мурманской области протекает 20616, рек, имеется 107146 озер и 15 водохранилищ, построенных для целей гидроэнергетики. Земли природоохранного и рекреационного назначения

Земли данной категории представлены территориями заповедников и заказников. На территории Мурманской области расположены три государственных заповедника, площадь которых составляет 3194 тыс. га, из них: Лапландский заповедник - 278,4 тыс. га, Кандалакшский заповедник -70,5 тыс. га, заповедник "Пасвик" - 14,6 тыс. га. Из общей площади заповедников на долю лесных площадей приходится 175,0 тыс. га или 54,8%, болот - 29,2 тыс. га или 9,1%, под водными объектами - 22,1 тыс. га или 6,9%, прочие земли - 93,1 тыс. га или 29,2%.

В целях охраны и воспроизводства отдельных элементов природных ресурсов на территории Мурманской области выделено 14 государственных заказников, из которых 2 - государственные природные ("Кутса" и "Колвицкий"), 3 -рыбохозяйственные (по р. Поной, по р. Нота и "Варзугский"), и 9 охотохозяйственные ("Туломский", "Вувский", "Гирвасский", "Пиренгский", "Сейдозеро", "Енозеро", "Понойский", "Канозерский", "Ориярви"). Площади заказников учтены вдругих категориях земель (земли лесного фонда, земли запаса).

На территории Мурманской области в черте г. Кировска находится самый северный и единственный в мире ботанический сад за Полярным кругом Полярно-Альпийский ботанический сад Кольского филиала академии наук, который представляет собой комплекс объектов природного и культурного происхождения, подлежащих государственной охране. Нарушенные земли

Площадь нарушенных земель по состоянию на 1 января 2000 года на территории Мурманской области составляет 21,4 тыс. га. или около 0,2% от общей площади области. Наибольшая доля нарушенных земель приходится на предприятия промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения - 16,7 тыс. га или 78,0%, доля нарушенных земель в сельском и лесном хозяйствах составляет 2,8 тыс. га или 13,1% и доля в землях населенных пунктов - 1,5 тыс. га или 7,0%. В земельном запасе площадь нарушенных земель составляет 0,4 тыс. га или 1,9% от общей площади нарушенных земель. Основные негативные процессы на землях

В течение 1992-1997 годов геологические службы Финляндии, Норвегии совместно с Центральной Кольской экспедицией выполнили проект по экологическому содержанию загрязняющих веществ в почвах в районах Мурманской области. Анализ состояния земельных ресурсов показал, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в отдельных районах области превышен. Так, часть сельскохозяйственных земель загрязнена выбросами метллургических предприятий "Североникель" и "Печенганикель". На площади более 1,0 тыс. гектаров свыше предельно допустимых концентраций произошло загрязнение тяжелыми металлами (медь, никель, кадмий и др).

Увеличиваются площади земель с низким содержанием фосфора и калия, с повышенной кислотностью. Таких земель стало более 5,0 тыс. га или 25% от площади пашни на территории области. За последние 4 года (1996-1999г) было произвестковано всего 470 га пашни, в том числе в 1999г. -173га.

Ухудшается мелиоративное состояние земель, снижается их продуктивность. По состоянию на 01.01.2000 года количество нерационально используемых с/х. земель, а также используемых не по целевому назначению составило около 4,3тыс. га.

Основными причинами такого положения являются: продолжающееся снижение поголовья крупного рогатого скота, отсутствие средств на поддержание мелиоративных систем в рабочем состоянии, на закупку семян и горюче-смазочных материалов, значительные материальные затраты из-за удаленности хозяйств (до 100км) от центральных усадеб. Хозяйства прекратили борьбу с сорняками из-за отсутствия денег на приобретение химических средств защиты.

В настоящее время от хозяйств имеются официальные отказы от земель на общую площадь около 2,5 тыс. га, которые переданы в фонд перераспределения земель.

В целом состояние сельхозземель продолжает ухудшаться, более 40% пашни переувлажнены, заболочены, и засорены камнями.

На значительных площадях происходит разрушение почвенного слоя, уменьшается содержание гумуса. Опасные размеры приобретают процессы зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем.

Эрозионные процессы на территории области почти отсутствуют, но подвижные пески на Терском берегу оказывают отрицательное воздействие на природную среду, т. к. их общая площадь составляет уже более 4 тыс. га.

Общая площадь нарушенных земель в области составляет более 20 тыс. га, наибольшая доля которых приходится на предприятиях цветной металлургии и химической промышленности.

Большие нарушения земель происходят при разработке месторождений полезных ископаемых, их переработке и проведении геологоразведочных работ, торфоразработках и строительстве (около 80%). Нарушенные земли на территории области восстанавливаются в очень незначительных размерах. 1.3.4. Управление земельными ресурсами

Оглавление Законодательное регулирование земельных отношений

в Мурманской области

Одним из важнейших направлений в развитии земельной реформы является создание системы управления земельными ресурсами и регулирование земельных отношений. При переходе к рыночной экономике возникает необходимость пересмотра сложившегося механизма регулирования земельных отношений.

Одним из основополагающих моментов должен стать процесс фактического разграничения земельной собственности на федеральную, областную, муниципальную собственность, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.98г. №696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" и во исполнение приказа Госкомзема России от 23.03.99r. №43 "О плане действий Госкомзема России по реализации положений документов "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране" и в целях разграничения государственных земель по формам собственности, на территории Мурманской области создан предварительный реестр земель, находящихся в федеральной собственности.

К федеральной собственности согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации и в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Администрацией Мурманской области "О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Мурманской области", от 30.10.97 года могут быть отнесены 1940 земельных участков общей площадью 10306,8 тыс. га, что составляет 71% общей площади области.

Вместе с тем проведенный анализ показал, что отводы под эти объекты выполнены, в основном, в довоенные и военные годы по схематическим чертежам и за прошедшее время претерпели значительные изменения в площадях и границах. Часть земельных участков предоставленных Министерству обороны застроена в соответствии с градостроительной документацией муниципальными и областными объектами, значительное количество земельных участков, в связи с производимым сокращением в Вооруженных силах, не используется.

Для реализации прав собственника Российской Федерации на земельные участки должна быть создана правовая база о порядке закрепления земельных участков в федеральную собственность и о порядке управления федеральными землями.

В целях совершенствования правового регулирования земельных отношений на территории области приняты законы Мурманской области "О муниципальных землях" (№ 99-01-ЗМО от 20 апреля 1998 года), "Об административно- территориальном устройстве Мурманской области" (№ 96-01-ЗМО от 6 января 1998 года),постановления Губернатора Мурманской области от 08.06.98г.№231 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды на территории Мурманской области", от 2704.98г.№4-П "О мерах по реализации федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 01.02.99г. №32 "Об урегулировании некоторых вопросов землепользования на территории Мурманской области" от 07.06.99г. №237-ПГ. Кадастровые съемки, инвентаризация земель и формирование объектов недвижимости

В условиях перехода к различным формам собственности, владения и пользования землей возникает необходимость в регистрации землепользователей, определении местоположения земельного участка и точном учете закрепленных за ним земель. С этой целью в 1999году на территории области выполнены кадастровые съемки на общей площади 1,5 тыс. га, проведены работы по инвентаризации земель на площади 0,9 тыс.га.

Особое значение для решения проблемы разделения земельной собственности имеет осуществляемая в настоящее время инвентаризация земель населенных пунктов (городов, поселков и других поселениях), где земельные отношения не имели какого- либо существенного значения и городские территории рассматривались как пространственный базис для решения градостроительных задач. Площадь проинвентаризированных земель по населенным пунктам на 01.01.2000г. составила 0,7 тыс. га, что составило 78% от общей площади проинвентаризированных земель.

Проведение этих работ необходимо для получения информации о составе земельных ресурсов населенных пунктов, организации учета земельных участков, определения их границ, данных о землепользователях, их правах и статусе. Ведение государственного земельного кадастра

Экономические реформы потребовали принципиально новых методов управления, способных обеспечить функционирование рыночных механизмов в сфере земельных отношений и рынка прочей недвижимости.

В этих условиях резко возрастает роль государственного земельного кадастра как единой государственной многоцелевой многоуровневой системы, направленной на обеспечение органов управления всех уровней информацией о состоянии земель в Мурманской области, а также на удовлетворение информационного спроса на рынке недвижимости.

Заинтересованность исполнительной власти в наличии такого важнейшего инструмента управления предопределило разработку федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932 и "Программы создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра в Мурманской области "1996-2000г.г.".

Основными задачами государственного земельного кадастра являются: обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией о земельных участках и прочно связанной с ними недвижимости с целью учета, оценки, контроля, планирования и регулирования использования, а также охраны земель, защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов и создания объективной основы для установления размеров земельного налога, арендной платы и определения нормативной цены земли.

На территории области продолжается работа по сбору, обработке и хранению земельно-кадастровой информации.

Во исполнении федеральной целевой программы в соответствии с приказом Госкомзема Россини от 27 июля 1999 года в Мурманской области проделана следующая работа:

Приказом Мурманского облкомзема №76-а от 28 сентября назначены исполнители, ответственные за осуществление мероприятий, связанных с организацией промышленной эксплуатации АС ГЗК. Проведено предпроектное обследование в Мурманском и Мончегорском горкомземах - объектах внедрения в соответствии с "Методикой промышленного внедрения АС ГЗК на уровне муниципального образования".

От Северо-Западного РКЦ "Земля" получены необходимые методические материалы. На местах проводились соответствующие консультации. На базе Северо-западного РКЦ "Земля" проведено обучение технологии ведения ГЗК, в том числе в автоматизированном варианте, специалистов рай(гор)комземов в количестве 9 человек.

За один год работы картографическая кадастровая база данных увеличилась на 5% благодаря использованию новых технологий. Государственная регистрация прав на землю

В связи с введением в действие Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.97r №1378 на территории Мурманской области регистрацию прав осуществляет Мурманский областной департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который предоставляет в Мурманский областной комитет по земельным ресурсам и землеустройству ежемесячную информацию о государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом, однако с ноября 1999 года департамент без предварительного уведомления и объяснения причин прекратил представление данной информации, ограничив ее лишь сделками с земельными участками, что создало серьезные трудности с выполнением возложенных на комитет задач. На обращение комитета в Мурманский областной департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок о необходимости возобновления предоставления информации получен отрицательный ответ. Анализ проблем землепользования

В Мурманской области, как в целом по России, завершен первый этап земельной реформы. Произошли принципиальные изменения в формах собственности на землю.

Сельским и городским жителям бесплатно передано в собственность 7,5 тыс. га земель, проведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий, в результате которой 2,9 тыс. работников этих предприятий стали собственниками земельных долей. В ведение органов местного самоуправления передано 61,9 тыс. га земель в черте 140 городов, поселков и сельских населенных пунктов. Созданы фонды перераспределения земель, полностью решена проблема обеспечения граждан земельными участками для садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства. Идет процесс приватизации предоставленных гражданам земельных участков, а также продажа приватизированньш предприятиям занимаемых ими земельных участков.

Одним из важнейших достижений реформы является введение платного землепользования.

С началом рыночных преобразований экономики, вступления Мурманской области в совместные с Российской Федерацией права владения, пользования и распоряжения землей, возникли правовые основы для использования земли, как объекта недвижимости, с целью получения доходов от ее коммерческого использования.

За время действия Федерального Закона "О плате за землю" (1992-1999г.г.) в доход бюджетов различных уровней поступило 404 млн. рублей (с учетом деноминации в 1998г.).

По сравнению с уровнем 1996 года (33,2 млн. руб.) величина земельных платежей за 1999 год (157,9 млн. руб.) возросла в 4,8 раза, что объясняется не только установлением инфляционных коэффициентов к ставкам земельного налога, но и увеличением площадей земель, находящихся в аренде, и ростом ставок арендной платы.

Важным направлением земельной реформы является информационное обеспечение о земельных ресурсах органов власти, местного самоуправления, налоговых и других органов. Для этих целей и надлежащего учета земельных ресурсов и управления ими в области создается система государственного земельного кадастра.

Эти работы осуществляются в рамках федеральной и областной целевых программ по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (ГАС ЗК), утвержденных соответственно постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96г. №932 и администрации Мурманской области от 08.09.97 г. №404, а также соглашений по кадастровым проектам между Госкомземом России и администрации Мурманской области со шведской Национальной земельной службой.

Параллельно создается геоинформационная база в целях реализации проектов, предусмотренных Программой Баренц-региона. При областном земельном комитете, по распоряжению губернатора Мурманской области от 28.06.99г. №277-РГ создан геоинформационный отдел, финансируемый из областного бюджета. Общими усилиями специалистами земельных и картографических служб России, Швеции, Финляндии и Норвегии создана картографическая основа в электронном виде масштаба 1:1 000 000.

Следует отметить, что земельная реформа в области, как и во всей России, проходит в неблагоприятных условиях при постоянном сокращении штатов, недостаточном и жестком финансировании. Положение усугубляется еще и тем, что до сих пор отсутствует четкое земельное законодательство, не принят Земельный Кодекс (нет целого ряда основополагающих законов, таких как о государственных и муниципальных землях, об оценке земель, о землеустройстве и т. п.).

В результате по целому ряду позиций программы ГАС ЗК работы идут со значительным отставанием. В первую очередь, по кадастровым съемкам и инвентаризации земель.

При таком положении немаловажную роль в упорядочении управления земельными ресурсами сыграли, заключенные администрацией области соглашения с Правительством Российской Федерации от 30.10.97г. №12 "О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Мурманской области" и с Госкомземом России "О сотрудничестве и распределении полномочий в управлении земельными ресурсами между Госкомземом России, администрацией Мурманской области", утвержденное постановлением администрации области от 23.12.96r. №458.

В рамках этих соглашений районные (городские) комитеты получили более четкие полномочия по управлению земельными ресурсами, а также материальное и финансовое подкрепление их деятельности за счет средств местных бюджетов и других источников.

В соответствии с упомянутыми соглашениями начаты работы, связанные с разграничением государственных земель по формам собственности.

Разработан и принят областной закон "О муниципальных землях", определяющий принципы и критерии, по которым земельные участки могут быть отнесены к муниципальной собственности, и порядок передачи государственных земель в муниципальную собственность.

По двухсторонним соглашениям с главами местных администраций рай(гор)комземы осуществляют подготовку и заключение договоров аренды земельных участков, ведут списки плательщиков земельного налога и арендной платы, государственный контроль за поступлением в бюджет средств от арендуемых земельных участков. Основные направления земельной политики в Мурманской области, выводы и предложения по повышению эффективности использования земель, улучшению их использования

Дальнейшее развитие земельной реформы в Мурманской области должно идти по направлениям, обозначенным федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99г. №694, и разработанной в соответствии с ней областной программой, которая согласована с Госкомземом России, и в настоящее время находится на рассмотрении в администрации Мурманской области. Проектом программы предусматривается:

·   завершение в ближайшие годы разграничения государственной земельной собственности на федеральную, областную и муниципальную. Этим будут созданы условия для более четкого и оперативного управления земельными ресурсами, в частности, органы местного самоуправления получат юридическую основу управления и распоряжения муниципальной земельной собственностью;

·   становление органов, осуществляющих функцию ведения государственного земельного кадастра;

·   выполнение основных объемов работ по кадастровым съемкам и инвентаризации земель в соответствии с вышеупомянутой целевой программой о ГАС ЗК;

·   совершенствование системы земельных платежей на основе материалов оценки земель. Во исполнение Постановления Правительства РФ "О государственной кадастровой оценке земель" от 25.08.99r №945, на территории Мурманской области необходимо закончить в 2001 году государственную кадастровую оценку земель для целей налогооблажения и иных целей, установленных законом. В первую очередь подлежат оценке земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения и промышленности, т.е. те земельные ресурсы, которые облагаются земельным налогом и сдаются органами местного самоуправления в аренду для коммерческого использования.

Переход к установлению зависимости размера земельного налога и арендных платежей от кадастровой стоимости земельных участков пользователям и арендаторам.

Кроме того, увеличение суммы земельных платежей за счет роста ставок земельного налога позволит органам местного самоуправления выделять значительные суммы на:

  • воспроизводство городской земельной недвижимости;
  • развитие рынка земли, приватизации городских земель, что способствовало бы увеличению объемов инвестиций;
  • комплекс работ по землеустроительному и картографическому обеспечению земельной реформы (землеустроительные работы, связанные с установлением границ традиционного природопользования в соответствии с федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.99г. №82-ФЗ., по закрытым административно-территориальным образованиям, аэрофотосъемки сельскохозяйственных угодий и другие работы).
 
   Объявления
© 2010  Интернет-агентство Laws-Portal.Ru