Выдвинутая XXVII
съездом КПСС и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987
г. № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального
обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»1
задача укрепления советской семьи и повышения ее роли в воспитании детей
предполагает наряду с иными мерами анализ внутрисемейных
конфликтных ситуаций, в том числе изучение судебной практики по
рассмотрению дел, вытекающих из брачно-семейных отношений. Судебная практика — важнейший
источник для суждения об эффективности брачно-семейного законодательства. Она
позволяет выявить возможности и пределы правового регулирования данного рода
общественных отношений. В статье исследуется динамика судебных споров,
вытекающих из брачно-семейных отношений, за период действия Основ
законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье.2
1.Общая характеристика дел, вытекающих из брачно-семейных
отношений. Рассматриваемая группа судебных дел — самая многочисленная. Она
составляет 59—60% из всех дел искового производства. Этот показатель стабилен
на фоне все более интенсивного обращения граждан в суд за защитой своих гражданских
прав и законных интересов. В настоящее время с гражданским иском ежегодно
обращается в суды более 1 % населения страны. Среднемесячная нагрузка на одного
народного судью (с учетом работы 11 месяцев в году) составляет 27 гражданских
дел, 16 из них — дела, вытекающие из брачно-семейных
отношений. Среди последних свыше 95% составляют дела о расторжении брака, а
также дела и заявления о взыскании алиментов.3 Этот
показатель в период действия Основ остается неизменным. Однако число дел о
лишении родительских прав возросло с 0,5% в 1969 г. до 2,0% в 1985 г.
Незначительные изменения в структурном распределении судебных дел в сфере
семейно-правового регулирования свидетельствуют об устойчивости проблем, стоящих
перед советской семьей.
Превалирование в судебной практике дел о расторжении
брака, их социальная значимость и место, которое они занимают среди проблем
современной семьи, предопределяют необходимость в первую очередь
проанализировать динамику этой группы дел.
2.Динамика дел о расторжении брака. С введения
Основ она характеризуется следующими моментами. Во-первых, с 1970 по 1983 г.
наблюдался непрерывный рост дел. Показатель зарегистрированных разводов в
пересчете на тысячу жителей достиг 3,5. Во-вторых, с 1984 г. показатель
зарегистрированных разводов сократился до 3,4 на тысячу
жителей и стабилизировался на этом уровне. Однако соотношение вновь зарегистрированных
браков и разводов — 3:1 — осталось неизменным, так как сократилось число
вступивших в брак4 (см. табл. 1).
Таблица 1.
Соотношение зарегистрированных браков и разводов по годам
На тыс. жителей
Недвижимость у Черного моря. Пока еще на спаде: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
На тыс. жителей 1970 1975 1980 1985 1986
Браков 9,7 10,7 10,3 9,8 9,8
Разводов 2,6 3,1 3,5 3,4 3,4
В настоящее время ежегодно разводится 1,4% супружеских
пар: из 70 млн. Повторные браки распадаются в среднем на 75% чаще,
чем первые.5 В результате разводов каждый
год более 700 тыс. детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из
родителей.6 По данным на 1985 г. в стране всего 2,6% мужчин и 3,5%
женщин в возрасте 45—49 лет никогда не состояли в браке.7
При рассмотрении исков о расторжении брака советские
суды осуществляют функцию государственной защиты интересов семьи, предоставляя
супругам в соответствии со ст. 33 КоБС РСФСР срок для
ликвидации внутрисемейного конфликта. Эта мера является правом, а не
обязанностью суда. В тех случаях, когда по материалам дела ясно, что семья не
может быть восстановлена, суд, как правило, к отложению дела не прибегает.
Выборочные исследования показали, что суды страны от
51 до 95% дел данной категории рассматривают без назначения срока для
примирения супругов. Такая практика осуждается некоторыми учеными, поскольку,
по их мнению, примирительная процедура в состоянии повлиять на динамику
разводов. Проверка с помощью статистического инструментария не подтверждает
данную точку зрения. В тех регионах, где судьи чаще предоставляют супругам,
расторгающим брак, срок для примирения, показатели уровня разводов столь же
высоки, как и в регионах, в которых к примирительной стадии судьи почти не
прибегают.8 Как видим, взаимосвязи частоты
предоставления срока для примирения с уровнем разводов нет. По мнению других
ученых, возможности суда повлиять на решение сторон в
брачно-разводном конфликте ограничены.9 Процесс укрепления
советской семьи связан с уровнем социально-экономического развития,
соответствующим ему общественным сознанием, возрастающей ролью женщины в
современном обществе и со многими другими проблемами.10
В закавказских и среднеазиатских республиках
коэффициент разводов (т. е. в пересчете на тысячу граждан в возрасте 18 лет и
старше) в 1,5—2 раза меньше, чем по стране в целом. Превалируют разводы в
прибалтийских республиках и РСФСР. Можно предположить, что не большее число
детей, чем, например, в русских или латышских семьях, а национальные традиции в
первую очередь удерживают азербайджанскую или узбекскую женщину от расторжения
брака.
Французские профессора М. П. Мари-Шампенуа и Ж. Коман
считают, что чувственная основа все с большей легкостью ныне подвергается
сомнению и пересмотру, в результате чего возрастают поводы для разрыва, которые
возможны на любом этапе семейной жизни.11 Проблема разводов
актуальна для многих стран мира. Соотношение браков и разводов в
социалистических странах иллюстрируется в табл. 2.
Если в СССР 1 развод приходится на 3 брака, то в ПНР —
на 6,4, в НРБ и СРР — на 5 браков. Более остро этот вопрос стоит в ВНР, ГДР и
на Кубе, где число браков лишь в 2,5 раза превышает число разводов. Для
сравнения проанализируем интенсивность разводов в США. Еще в 1970 г. там было
зарегистрировано 3,5 разводов на каждую тысячу человек, а через десять лет, в
1979 г., этот показатель возрос до 5,3, т. е. в 1,5 раза выше, чем в СССР.15
Задача государственной защиты интересов семьи в целом,
и несовершеннолетних детей в частности, предполагает выявление причин, поводов
и других факторов, способствующих распаду семьи. По данным социально-правовых
исследований основные причины развода по союзным республикам различны. Так, в РСФСР доминируют такие причины развода, как злоупотребление
алкоголем и несоответствие характеров (правда, под последним часто скрывается
измена и иные причины). Супружеская измена служит основанием разводов в
Эстонии в 2 раза чаще, чем в Грузии, зато плохие отношения с родителями —
распространенная причина разводов в Грузии, Армении и Узбекистане, в то же
время в Прибалтийских республиках эта причина почти не встречается. Нежелание
иметь детей, как правило, те приводит к распаду семьи в Эстонии, но является
одной из причин развода в Грузии. Однако в судебной практике почти не
встречаются такие мотивы развода, как тяжелое материальное положение или
стесненные жилищные условия. Брак не становится менее прочным и в тех случаях,
когда у супругов разный образовательный уровень. Между тем только в каждой
второй молодой семье (среди попавших в обследование)
супруги имели одинаковый уровень образования; в каждой четвертой — образование
жены выше образования мужа; в каждой шестой — образование мужа выше, чем у
жены.14
Анализ литературы и судебной практики не выявил
изменений в причинах расторжения брака со времени введения Основ законодательства
о браке и семье.
Статистика не подтверждает бытующего мнения, что
значительная часть браков расторгается в первые годы жизни семьи. Как видно из табл. 3, с продолжительностью
брака растет число разводов. Даже со стажем супружеской жизни от 10 до 19 лет
граждане чаще, чем в первые годы (за исключением периода 5—9-летнего
супружества), склонны менять своих спутников жизни. При этом следует
учитывать, что между реальным распадом семьи и его юридическим оформлением проходит
от одного - двух месяцев до нескольких лет (табл. 3).
Статистика и конкретные социальные исследования
подтверждают бесплодность мер, направленных на искусственное сокращение численности
разводов. С. Я. Паластина на основании социального исследования
пришла к выводу, что большинство супругов не примирились и в тех случаях, когда
суд отказал в иске о расторжении брака.15 Число расторгнутых браков,
существующее в обществе, выражает естественные его потребности.17 De lege ferenda целесообразно, по
нашему мнению, полное освобождение суда от рассмотрения дел данной категории.
Анализ динамики бракоразводных дел выявил увеличение
из года в год числа поступающих в суды исков о расторжении брака супругов, не
имеющих детей, тогда как ст. 14 Основ предусматривает, что при взаимном
согласии расторжение брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей,
производится в органах записи актов гражданского состояния. Однако данное
нововведение не дало ожидаемых результатов.
Судебная практика обнаруживает, что в 90 случаях из
100 супруги, расторгающие брак, не имеют друг к другу материальных и иных
претензий. В то же время в органах загса расторгается только 14% всех браков. Недостаточная эффективность ст. 14 Основ в деле разгрузки судов от
рассмотрения бесспорных бракоразводных дел может быть объяснена более коротким
судебным порядком расторжения брака по сравнению с административным в органах
загса.18 Повышение эффективности административной формы разводов
может быть достигнуто путем сближения сроков, предоставляемых для примирения
сторон в судах и органах загса.19
Курортная недвижимость побережья Болгарии для отдыха и инвестиций: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
3. Динамика споров о взыскании алиментов. Значительный
удельный вес дел о взыскании алиментов определяется взаимосвязанностью с
численностью разводов и тем, что на основании ст. 23 Основ добровольный
порядок уплаты алиментов не исключает права взыскателя алиментов в любое время
обратиться в суд с соответствующим иском.
В 1986 г. в суды страны поступило дел и
рассматриваемых единолично судьей заявлений о взыскании алиментов на 30 тыс.
больше, чем, в 1970 г. Динамика дел о взыскании алиментов на несовершеннолетних
детей прямо зависит от динамики разводов. Так, до 1984 г. наблюдался рост дел рассматриваемой
категории. Если в 1970 г. в судах страны было заведено 542 тыс. дел о
взыскании алиментов, то в 1984 г. этот показатель превысил 655 тыс. В 1985 и
1986 гг. наблюдалось незначительное сокращение случаев обращения в суд с
исками о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.
Введенный в 1985 г. порядок,
согласно которому заявления о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей
при отсутствии спора рассматриваются народным судьей единолично без возбуждения
гражданского дела, себя оправдал.20 Данное нововведение не привело
к ухудшению качества рассмотрения дел, т. е. показатель отмены постановлений
народных судей о взыскании алиментов остался столь же незначительным (0,2%
всех рассмотренных заявлений), как и при вынесении решений
по данной категории дел. В то же время налицо выигрыш
в оперативности взыскания алиментов на несовершеннолетних детей. Не отрываются
от производства и народные заседатели. Так, в J985 г. по 94,3% всех дел о взыскании алиментов на
несовершеннолетних детей решения были вынесены в установленные сроки. При рассмотрении
заявлений о взыскании алиментов единолично судьей этот показатель увеличился до
96,6%.
В большинстве союзных республик соотношение дел и
заявлений о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в пользу новой
формы. Исключение составляет только Грузинская ССР, где лишь в каждом 5—6-м
случае взыскания алиментов на несовершеннолетних детей у супругов не было
спорных вопросов (см. табл. 4).
В случаях, когда родители уклоняются от уплаты
алиментов, материальную помощь детям оказывает государство. В
постановлении Совета Министров СССР от 6 февраля 1984 г. № 134 «О введении временных
пособий на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей,
уклоняющихся от уплаты алиментов»21 предусмотрено, что выплата
пособий производится за счет взыскиваемых с родителей, уклоняющихся от уплаты
алиментов, сумм, выплаченных в период
их розыска, с начислением 10% на эти суммы, а также за счет отчислений 50%
сумм государственной пошлины, взимаемой за расторжение брака судами и органами
загса, минимальный размер которой увеличился с 50 до 100р.
Размер пособий на несовершеннолетних детей в период
розыска их родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, составляет ныне 20 р.
на каждого ребенка. Исполкомы районных (городских) Советов вправе установить
остронуждающимся малообеспеченным семьям, имеющим трех и более детей,
воспитываемых одним родителем, за счет средств местного бюджета доплаты к
алиментам, если они составляют менее 20 р. в месяц на каждого ребенка.
Законодательство ряда зарубежных социалистических стран
устанавливает выплату из алиментного фонда не только в период розыска их
родителей, но и в других случаях неполучения алиментов.22
Представляется, что и в нашей стране размер
«алиментного фонда» (50% сумм увеличенной государственной пошлины, взимаемой за
расторжение брака) при миллионном уровне разводов позволяет осуществлять
доплату во всех случаях, когда размер алиментов на одного ребенка менее 20 р.
4. Динамика споров об установлении отцовства. В
настоящее время большинство родителей, не состоящих между собой в браке,
оформляют происхождение ребенка путем подачи совместного заявления, как это
предусмотрено ч. 2 ст. 16 Основ, в органы записи актов гражданского состояния.
Количество совместных заявлений в органы загса составляет 90%, а иски об
установлении отцовства в судебном порядке только 10% всех случаев установления
отцовства, когда родители ребенка не состоят в зарегистрированном браке.
Динамика дел данной категории иллюстрирует стойкую
тенденцию к сокращению судебных споров об установлении отцовства. С 1970 по
1984 г. коэффициент таких исков (в пересчете на 100 тыс. населения в. возрасте
18 лет и старше) сократился в 1,5 раза. Больше всего этих дел в судах
Молдавской ССР и республиках Средней Азии. Можно предположить, что
интенсивность поступления в суды исков о признании отцовства отражает
численность внебрачных детей в отдельных регионах (см. табл. 5).
Таблица 5
Динамика исков об установлении отцовства по годам (в
пересчете на 100 тыс. населения в возрасте 18 лет старше)
Согласно ст. 16 Основ суд при установлении отцовства
принимает во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью
ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо
содержание ими ребенка, или доказательства, с достоверностью подтверждающие
признание ответчиком отцовства. Если ни одно из этих обстоятельств не
установлено, суд не вправе признать ответчика отцом ребенка, хотя бы
происхождение ребенка от данного лица не вызывало сомнений.
До издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от
8 июля 1944 г. законодательство не знало каких-либо формальных ограничений.
Если происхождение ребенка было установлено, суд был вправе удовлетворить иск
о признании отцовства независимо от характера отношений между его родителями. Названный Указ вообще отменил право обращаться в судейском об
установлении отцовства, если родители не состояли между собой в
зарегистрированном браке. Основы отражают компромиссное решение. По
статистическим данным в каждом 5-м случае суд отказывает в удовлетворении иска.
Большинство отказов основано именно на отсутствии одного из обстоятельств,
предусмотренных в ст. 16 Основ. Кроме того, не вызывает
сомнений, что установленные данной нормой ограничения сдерживают матерей детей,
рожденных в не брака, от обращения в суд.23 Таким
образом, в отношении достаточно большого числа рожденных вне брака детей
отцовство не устанавливается.
Ряд ученых высказываются за изменение действующего
законодательства и удовлетворение исков во всех случаях достоверного установления
происхождения ребенка.24 Действительно, при всей сложности этих
дел, основанных, как правило, на косвенных доказательствах,25 суд в
результате тщательного исследования может все-таки установить истину. И хотя
экспертиза не в состоянии еще дать положительный ответ о происхождении
ребенка, однако благодаря достижениям науки ее возможности в последнее время
значительно расширились. Сейчас по опыту многих стран экспертиза в подавляющем
большинстве случаев исключает отцовство лица, не являющегося на самом деле
отцом ребенка.
Существующая норма невольно воспитывает чувство
безответственности за рождение ребенка. Молодежь, вступающая в интимные отношения,
как правило, не ведет совместного хозяйства. В тех случаях, когда юноша ведет
себя аморально, отказываясь признать себя отцом: ребенка и разделить с матерью
обязанности по его воспитанию и содержанию, суд, даже при наличии достоверных
доказательств отцовства ответчика, в иске вынужден отказать. В свою очередь,
матери предоставляется право переложить тяготы по содержанию ребенка на плечи
государства. Почему же дети должны быть лишены родителей, а государство нести
всю тяжесть последствий их безответственного поведения? Эта безответственность
молодых людей невольно сказывается и впоследствии, когда они вступают в брак.
Не только в зарубежных социалистических странах, но и
во многих капиталистических (например, в Англии, ФРГ и ряде других) подобных
ограничений в признании отцовства не существует, и советское законодательство,
на наш взгляд, в этой части выглядит далеко не демократично.
5. Динамика споров о
лишении родительских прав. Неправильно
было бы интерпретировать незначительный удельный вес дел о лишении
родительских прав как отсутствие проблем в регулировании данных отношений.
Число исков о лишении родительских прав лиц, уклоняющихся от выполнения своих
обязанностей по воспитанию детей либо злоупотребляющих своими правами, а также,
когда они своим аморальным, антиобщественным поведением оказывают вредное
влияние на детей (ст. 14 Основ), весьма незначительно, но неуклонно увеличивается.
Только с 1970 по 1985 г. коэффициент поступления исков данной категории
увеличился в 2,8 раза (см. табл. 6).
Анализ материалов органов опеки и попечительства
обнаружил значительную латентность такого правонарушения, как уклонение родителей
от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или зло употребление
своими родительскими правами. Далеко не всегда и не во всех необходимых случаях
следует такая санкция, как лишение родительских прав в соответствии со ст. 59
КоБС РСФСР и аналогичными статьями КоБС других союзных республик. Тенденция
увеличения численности споров о лишении родительских прав говорит не только о
росте данного правонарушения, но и об оживлении работы местных Советов и
органов прокуратуры по охране интересов несовершеннолетних детей.
Выборочный анализ судебных дел этой категории,
проведенный в 1987 г. в Москве, обнаружил, что из 34 человек, лишенных родительских
прав, 17 злоупотребляли алкоголем, а 9 находились на учете как хронические
алкоголики. Социальный портрет среднего гражданина, лишенного родительских
прав, таков: женщина в возрасте 26—35 лет, образование — 8—10 классов, ведет
разгульный образ жизни и злоупотребляет спиртными напитками, имеет одного
ребенка, работает, к уголовной ответственности не привлекалась. Однако не
всегда при лишении родительских прав возможно
назначить опекуна. В Москве в каждом пятом случае такие дети направляются в
детские дома и интернаты. Выполнение требований, содержащихся в постановлении
ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. № 872, должно привести к
сокращению числа родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию
детей.
Анализ динамики основных категорий брачно-семейных дел
почти за двадцатилетний период свидетельствует, что Основы выдержали испытание
временем: принципы и методы государственного регулирования семейных отношений в
целом себя оправдали. Однако способы решения некоторых задач (расторжение
брака, алиментирование, признание отцовства и другие) требуют современных форм,
соответствующих дальнейшему развитию правовой охраны интересов советской
семьи.
*Кандидат
юридических наук, старший научный сотрудник ВНИИСЗ.
**Кандидат
юридических наук, старший научный сотрудник ВНИИСЗ.
1См.:
Материалы XXVII съезда
Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 51; СП СССР. 1987.
Отдел первый. №42. Ст.
137.
2В
дальнейшем — Основы.
3О
единоличном взыскании алиментов судьей по заявлению
граждан см.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1985 г. «О
некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» //
Ведомости Верховного Совета СССР. 1985. №6. Ст. 101.
4Вестник
статистики. 1987. № 1. С. 67—68.
5Там
же. С. 68.
Курортная недвижимость в Болгарии, дешевле не бывает: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
6По данным газеты Le Monde, 1 млн. 200 тыс. французских детей проживают в неполных
семьях ввиду распространенных внебрачных союзов, которых сейчас насчитывается
около миллиона (см.: Социологические исследования. 1986. № 4. С. 87).
7Одиночество
стало одной из острейших социальных проблем в США. Если в 1940 г. Там насчитывалось 2,7 млн.
одиноких, то в 1985 г. Их число достигло 27 млн. (Там же. С. 113). В начале 70-х годов доля никогда
не бывших замужем женщин в возрасте 45-54 лет составляла в Англии 8 %, во
Франции – 7,9 %, в ФРГ – 9,6 % (Demographic Jearbook.
1975. С. 1028 – 1091. – Цит. по: Волков А. Г. Семья - объект демографии.
М., 1986. С. 170).
8Павлодский
Е. А., Яни С. А. Применение социологических методик в изучении судебной
практики//Тр. ВНИИСЗ. Вып. 17. 1980. С. 125.
9См.,
напр.: Булошников М. Я. Развод: некоторые правовые проблемы//Развитие
законодательства о браке и семье/Ред. Кол. М. Я. Булошников и др. М., 1978. С.
85; Королев Ю. А. Конституция СССР – правовая основа построения брачно-семейных
отношений. М., 1981. С. 107.
10Чечот
Д. М. Социология брака и развода. Л., 1973. С. 14 и сл.
11СССР
– Франция: Социальные аспекты правотворчества. М., 1980. С. 60.
12Статистический
ежегодник стран—членов СЭВ. 1984 / СЭВ. Секретариат. М., 1984. С. 10.
13США
глазами американских социологов. Кн. 1 / Отв. ред. Ю.
Н. Давыдов Г. В. Осипов. М., 1982. С. 59.
14Вестник
статистики. 1986. № 4. С. 61.
15Паластина
С. Я. Эффективность норм о расторжении брака//Правоведение. 1981. № 4. С. 27.
16Вестник
статистики. 1986. № И. С. 76.
17Наан
Г. Он, она и второй закон термодинамики // Литературная газета. 1976. 15 сент.
18Пелевин
С. А. Эффективность права и дальнейшее совершенствование законодательства о
разводах // Правоведение. 1974. № 3. С. 99.
19Теребилов
В. Задачи правосудия в свете решений XXVII съезда КПСС //
Социалистическая законность. 1986. № 7. С. 6.
20Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1985 г. «О некотором изменении
порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей».
21СП
СССР. 1984. Отдел первый. № 6. Ст. 32.
22Так,
постановление Совета Министров ВНР от 14 мая 1974 г. «Об алиментах, на детей»
предусматривает выплату алиментов в период нахождения алиментно-обязанного лица
в местах лишения свободы в случае невозможности удержания алиментов из его заработной
платы или их недостаточности. Данный акт также предусматривает выплату
алиментов государством в период нахождения отца ребенка на воинской службе. В
этом случае сумма выплаченных алиментов возврату не подлежит.
23У 25-29-летних матерей половина зачатий опережает
вступление в брак, а у 16-17-летних 95,6 % всех зачатий происходит вне брака
(Гольц М. С., Оверг Л. Я., Шишко О. А. Начальные этапы реализации
репродуктивной функции женщины//Здравоохранение РСФСР. 1984. № 7. С. 14).
24См.,
напр.: Никитина В. П. Правовые проблемы регулирования имущественных отношений в
советской семье. Автореф. Докт. Дис. Л., 1978. С. 36-38; Материалы Всесоюзной
научно-практической конференции «Проблемы советского семейного права» (19-21
января 1979 г.). М., 1980. С. 81; Королев Ю. А. Конституция СССР – правовая
основа построения брачно-семейных отношений. М., 1981. С. 107.
25См.,
напр.: Босананц М. Внебрачная семья/Пер. с сербохорватского.
Под ред. Н. М. Ершовой. М., 1981. С. 85.
Источник информации: Правоведение. - 1988. - № 1. - С. 24 - 32