После второй мировой войны проблема правчеловека из чисто внутренней стала превращаться в международную.Постепенно Конституционное право начало попадать под влияние международныхстандартов. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся подзащитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов,обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правамчеловека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом сталаВсеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН10 декабря 1948 года, причем СССР и другие социалистические страны приголосовании воздержались. 3 сентября 1953 года была принята Европейскаяконвенция о правах человека. Этот документ гарантировал гражданамгосударств-членов Совета Европы соблюдение их конституционных прав. Для тогочтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на ихнарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам человека, центр прав человека,Европейский суд, который рассматривает нарушение прав человека нагосударственном уровне.
Существенным отличием международныхправовых документов от прочих международных соглашений является то, чтообязательства, накладываемые на государства-члены Совета Европы, регулируютотношения не столько с другими государствами, сколько имеют своей цельюзащитить права и свободы граждан именно этого государства. Однако, во многихстранах дела с развитием конституционного права, а самое главное с еговыполнением обстоят не лучшим образом. Казалось бы, что говорить о рабстве в 20веке уже смешно, но в средневосточном султанате Оманрабство было отменено лишь в 1962 году. Даже в России порой граждане и сейчасне знают своих основных прав и свобод.
Основные права личности это, преждевсего, конституционные права.
Личные (гражданские) права и свободы
Они охватывают такие права и свободылица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства какчеловеческой личности и другие естественные права, связанные с егоиндивидуальной, частной жизнью.
Право на жизнь (ст. 20 КонституцииРФ) образует первооснову всех другихправ и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютнуюценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл изначение в случае человека, это фундаментальное право допустимо рассматривать в2 аспектах: во–первых, как право личности, на свободу от любых незаконныхпосягательств на её жизнь как со стороны государства,так и со стороны частных лиц; во вторых, как право личности на свободноераспоряжение своей жизнью. По–сути дела, все остальные праватак или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такиеправа – как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, наблагосостояние окружающей среды.
У нас в стране в Конституции 1993 г. онозакреплено впервые. В настоящее время очень остро стоит вопрос о смертнойказни, она легализуется нашей Конституцией, но возможности её резко сужаются;только за особо тяжкие преступления.
Право на достоинство является основной целью всех остальных прав человека.В этом смысле – достоинство человека – источник его прав и свобод. Разделы оправах и свободах человека во многих современных Конституциях открываютсяпонятием «достоинство человека». Достоинство – это признание обществомсоциальной ценности уникальности конкретного человека. В конституции РФ это ст.21. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому обращению, илинаказанию. Никто не может быть без добровольного согласияподвергнут медицинским и научным и другим опытам.
Право на неприкосновенность личности (ст.22 Конституции РФ). Лицо вправе совершать любые действия, непротиворечащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничением.Человек имеет право на физическую и духовную неприкосновенность. Арест,заключение под стражу допускается только по судебному решению, а без него неболее чем на 48 часов.
Право на неприкосновенность частнойжизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый человек имеет право знать какаяинформация о нём и его жизни имеется в органах государства и контролировать этуинформацию. Для сбора информации о частной жизни лица нужно его согласие, таккак вполне возможно злоупотребление владения данной информацией. Этоправило распространяется на всех. Каждый человек так же вправе выбирать себекруг знакомых, определить характер и меру общения с ними, граждане имеют правона тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений на учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограниченияэтого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имениустановлен судебный порядок, включая право на возмещение морального вреда.
Недвижимость на Черном море: Пока еще дешевеет: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
Право на неприкосновенность жилища(ст. 25 Конституции РФ). Доступв жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающихв нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом импомещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и то, что можетбыть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо полагающее, чтодолжностные лица, или государственные органы, или юридические лица, илиграждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать ихдействия. При этом пострадавший может требовать возмещение ущерба, причиненногожизни незаконными действиями.
Есть ограничение этого права,допускающие вход в помещение.
I) если имеется санкция прокурора или постановлениесуда о разрешении провести оперативно–следственные действия.
II) налоговой полиции,если помещение используется для предпринимательской деятельности.
III) работникаммилиции при наличии достаточных оснований полагать, что там совершаются или совершенопреступление или произошел несчастный случай.
IV) судебномуисполнителю для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих всилу судебного решения.
Право свободно передвигаться,выбирать местопребывания и местожительства (ст. 27 Конституции РФ). Свобода касается возможности передвижения лицакак внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращатьсяприбыв на новое место жительство, гражданин в течение 7 дней должен милициизарегистрироваться, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием длявселения (ордер, договор). Выезд за рубеж осуществляется по заграничнымпаспортам. Ограничение его на выдачу установлены законом и в частности, отказможет быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственнуютайну.
Свобода совести, вероисповедания (ст.28 Конституции РФ) означает, чтокаждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Онвправе выступать в существующие религиозные и иные убеждения, действовать всоответствии с ними, наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать вофициальных анкетах. Государство не вмешивается в вопросы определения человекомсвоего отношения к религии.
Свобода мысли и слова (ст. 29Конституции РФ). Данная статьяпровозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу – свободу идей,мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере еговнутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может бытьпринужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Инакомыслие,т.е. мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, ненаказывается. Цензура запрещена.
Право на информацию (ст. 29Конституции РФ) предполагаетобязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить каждомувозможность ознакомления с документами, материалами, непосредственнозатрагивающими его права и свободу, если иное не предусмотрено законом(государственная тайна).
Политические права и свободы
В отличие от личных прав, которыепринадлежат каждому от рождения, политические права связаны с обладаниемгражданством, т.е. политико-правовой связью человека с определеннымгосударством, в частности с Россией. Они в принципе не отчуждаемы (правда,имеются исключения) и естественны так же, как естественно право народа и,следовательно, каждого гражданина в демократическом обществе,быть носителем суверенитета. Политические права выражают свободу гражданформировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в ихдеятельности. Наиболее важным из этих прав являютсяследующие:
Право на участие в управлении делами государства (ст. 32 КонституцииРФ). Осуществление этого праваможет выражаться в различных формах: непосредственно или через своихпредставителей.
В этой же статье перечислен ряд прав,конкретизирующих указанное выше. К ним относятся:право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти иправо быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Правоизбирать заключает в себе возможность принимать решение по формированиюуказанных органов, должностных лиц и граждан. Отдавая предпочтение программетой или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяютнаправленности высших должностных лиц право быть избранным означаетвозможность осуществлять политическую деятельность в составе органовгосударственной власти. Оно связано с обладанием личностью кандидатаопределенными профессиональными и моральными достоинствамипризнанными избирателями. Каждый гражданин имеет право равного доступа кгосударственной службе без каких – либо ограничений.Важны лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют правоучаствовать в отправлении правосудия (быть судьёй, присяжным заседателем, и,наконец, конституционно закреплено право обращатьсялично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы, органы местного самоуправления).
Право на объединение (ст. 30Конституции РФ). Речь идет осоздании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественныхорганизациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия дляорганизованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяютвыразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, атак же позволяют удовлетворить различные потребности. Вступление вобщественное объединение – дело добровольное, но, вступив в него, гражданинобладает всеми правами и несет обязанности,предусмотренные в уставе этого объединения, можно быть участником, несколькихобъединений. Общественными объединениями обеспечиваются возможностиучастия в выработке решений органов власти, они могут выступатьс инициативами защищать интересы своих членов. Наиболее значимой формойвлияния общественных объединений является их участие в избирательныхкампаниях.
Курортная недвижимость побережья Болгарии для отдыха и инвестиций: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
Право на митинги, демонстрации,шествия, пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Мирные публичные мероприятия и встречипозволяют публично выразить требования и интересы граждан, воспользоватьсясвободой мысли и слова. Использование этого права не подлежит никакимограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересахгосударственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраныздоровья, нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.Собираться можно, лишь уведомив предварительно соответствующие органыисполнительной власти. Проводить мероприятия можно только без оружия.Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционногостроя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти,пропаганды насилия и войны.
Экономические права и свободы
Они в своей основе связаны с правомсобственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства,обмена, распределения товаров и услуг.
Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34 Конституции РФ). В конституции 1993 г. это право закреплено впервые.Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничениямонополистической деятельности.
Право на частную собственность (ст.35 Конституции РФ). Для всехцивилизованных стран это право является естественным с XVII – XVIII в.в. для нас это новое право.
Ранее за гражданином признавалосьлишь право на личную собственность (трудовые доходы, дом, подсобноедомашнее хозяйство и т.д.). Право частной собственности лежит в основепредпринимательской деятельности и предполагает право индивида самому создаватьхозяйственные предприятия. Частной собственностью являются и предприятия, созданныегруппой лиц, получившей статус юридического лица, каждый может иметь на правечастной собственности любое имущество движимое и недвижимое относящееся ксредствам производства и предметам потребления. Никто не может быть лишенсвоего имущества, иначе как по решению суда.
Право частной собственности на землю(ст. 36 Конституции РФ). Вконституции РФ, не устанавливается каких – либо предварительных условийприобретения права частной собственности на землю. Теперь нельзя возникновениеэтого права ставить в зависимость от того, приобретается ли земля длясельскохозяйственных нужд или нет.
Социальные права
Они сформировались позже других – втечение XX в., и затрагивают область наёмного труда. К ним можно отнести такие, как:
Право на труд (с. 37 Конституции РФ). Это довольно многогранное право, включающее всебя следующие элементы:
· право свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительныйтруд запрещен.
· Право трудится в условиях, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены.
· Право на защиту от безработицы.
· Право на вознаграждение за труд нениже минимального размера оплаты труда.
Право на отдых (п. 6 ст. 37 Конституции РФ).
Право на материнство и детство (с. 38Конституции РФ). Обеспечиваетсяэто право развитой системой гарантий предусмотренных в федеральномзаконодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные сбеременностью, родами, воспитанием детей и т.д.
Право на социальное обеспечение (ст.39 Конституции РФ). Оновозникает в случае достижения определенного возраста в случае болезни,инвалидности, потери кормильца.
Право на жилище (ст. 40 КонституцииРФ). Это одно из другихфундаментальных прав. Данное право может быть сведено к 3 юридическимивозможностям:
Право на охрану здоровья имедицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Под охраной здоровья понимается совокупность мерполитического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно– гигиенического характера.
Медицинская помощь включает:профилактическую, лечебную, диагностическую, реабилитационную, зубопротезнуюпомощь.
Помощь в государственных и муниципальныхучреждениях оказывается бесплатно.
Право на образование (ст. 43Конституции РФ), под которымпонимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности,общества, государства.
Оно общедоступное бесплатное(дошкольное, школьное, среднее профессиональное), бесплатное на конкурснойоснове – высшее. В России действует единый государственный образовательныйстандарт.
Культурные права и свободы
Они связаны сосвободой доступа к материальным и духовным ценностям, созданных человеческимобществом включает в себя:
· Свободу литературного,художественного, технического и др. видов творчества и преподавания (ст. 44)
· Право на участие в культурной жизни ипользования учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Курортная недвижимость в Болгарии, дешевле не бывает: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
Статья 17 Конституции РФ гласит, чтовышеперечисленные права признаются и гарантируются РФ согласно общепризнаннымпринципом и нормам индивидуального права. Они являются неотчуждаемыми ипринадлежат каждому от рождения.
Гражданский процесс
Защита гражданских прав в Россииосуществляется в установленном порядке судами общей юрисдикции, а такжеарбитражными, третейскими судами, общественными организациями. Порядокпроизводства по гражданским делам во всех судах общей юрисдикции РФопределяется Гражданским процессуальным кодексом. Под гражданскими деламипонимаются не только непосредственно гражданские, но и отнесенные к ведениюсуда семейные, жилищные, трудовые, колхозные споры. Гражданский процессявляется одной из форм отправления правосудия и отличается от деятельности иныхорганов, рассматривающих гражданские дела, наличием специфическойпроцессуальной формы.
Для гражданско-процессуальной формыхарактерны следующие черты:
1) законодательная урегулированность
2) детальность разработки всей процедурырассмотрения дела в суде
3) универсальность процессуальной формыразрешения споров в суде
4) императивность процессуальной формы.
Понятие гражданского процессаопределяется в науке по разному. Одни ученые полагают,что это порядок осуществления правосудия по гражданским делам. Другие – что этоурегулированная гражданско-процессуальным правом деятельность суда и другихсубъектов гражданского права, а также исполнительное производство. Третьиопределяют гражданский процесс как одно сложное правоотношение, либо как ихсовокупность, возникающее при рассмотрении и разрешении гражданских дел. И т.д.
В ходе рассмотрения и разрешения деласкладываются гражданские процессуальные правоотношения между судом и другимиучастниками процесса. В этих правоотношениях конкретизируются предусмотренныегражданским процессуальным правом права и обязанности субъектов.
Гражданские процессуальныеправоотношения возникают, существуют и прекращаются на основе гражданскогопроцессуального права и в связи с определенными процессуальными действиями(юридическими фактами). Реализация всеми субъектами гражданско-процессуальныхправоотношений предоставленных им прав и обязанностей также осуществляется вформе тех или иных процессуальных действий. Взаимосвязьгражданско-процессуальных правоотношений и процессуальных действий (в видеюридических фактов и формы реализации субъективныхправ и обязанностей субъектов правоотношений) приводит к следующемуопределению: гражданский процесс — это урегулированная гражданскимпроцессуальным правом совокупность процессуальных действий игражданско-процессуальных правоотношений, складывающихся между судом и другимисубъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела.
Государственное строительство
Под государственным устройствомпонимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовоеположение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральнойвластью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственноеустройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализациивласти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопросрешается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточносерьезной проблемой и приобретает политическую окраску. Различают две основныеформы государственного устройства: унитарную и федеративную.
На сегодняшний день формагосударственного устройства Российской Федерации и ееструктура определена в Конституции. Часть 1 статьи 65 Конституции РоссийскойФедерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектовРоссийской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. В РоссийскойФедерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Названия субъектов федерации даны в томварианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические ииные особенности местности, а названия республик, автономной области иавтономных округов - имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийскогоавтономного округа прямо записано, что данный округ «является исконным местомпроживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующееэтим народам наименование».
Отнесение Конституцией тех илииных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установлениеисключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, ФедеральногоСобрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать поперечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы,постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление.Предметы ведения, таким образом, это сферы полномочий федеральных органовгосударственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственнойвласти субъектов Федерации.
Семейное право
Основным актом, регулирующим семейныеотношения, является Кодекс, согласно которому семейное законодательствопредставляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:
· Установление порядка и условийвступления в брак;
· Личные и имущественные отношения,возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в томчисле между усыновителями и усыновленными, а в случаях и пределах,предусмотренных семейным законодательством между другими родственниками идругими лицами;
· Определение формы и порядок устройствав семью детей, оставшихся безпопечения родителей.
К названным отношениям между членамисемьи, не урегулированным семейным законодательством применяется гражданскоезаконодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейныхотношений.
Новый кодифицированный акт, регулирующийсемейные отношения содержит значительное количество норм, которых не зналопрежнее законодательство. Остановимся лишь на некоторых новейших понятиях иинститутах, вводимых в семейное законодательство с 1 марта 1996 года.
Семейный кодекс впервые предусматриваетвозможность медицинского обследования лиц, вступающих в брак. При этомобследование лиц проводится только с согласия этих лиц и бесплатно. В случае, если одно из лиц вступивших в брак скрыло от другого лицавенерическое заболевание или ВИЧ-инфекцию, последнее в праве обратиться в суд стребованием о признании брака недействительным (ст. 15 СК РФ).
Право выбора супругами фамилии расширеновозможностью присоединения к своей фамилии фамилию супруга, если до этого небыло двойной фамилии и если иное не установлено законами субъектов федерации(ст. 32 СКРФ).
По процедуре расторжения брака Кодекстрадиционно разделяет разводы на осуществляемые в органах записи актовгражданского состояния и в суде, но несколько изменяет эту процедуру.
Заключение брака
Брак заключается в органах записи актовгражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со днягосударственной регистрации заключения брака в органах записи актовгражданского состояния.
Порядок заключения брака
Заключение брака производится в личномприсутствии лиц, вступающих в брак по истечении месяца со дня подачи имизаявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличииуважительных причин органы записи актов гражданского состояния по местугосударственной регистрации заключения брака может разрешить заключение бракадо истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем намесяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка,непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств)брак может быть заключен в день подачи заявления. Государственная регистрациязаключения брака производится в порядке, установленном для государственнойрегистрации актов гражданского состояния. Отказ органов ЗАГС может бытьобжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Условия заключения брака
Для заключения брака необходимы взаимноедобровольное согласие мужчины и женщины, вступающих вбрак, и достижение ими брачного возраста. Брак не может быть заключен приналичии обстоятельств, указанных в статье 14 СКРФ.
Брачный возраст
Брачный возраст устанавливается в 18лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по местугосударственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающихвступить в брак, разрешить вступить в брак лицамдостигшим возраста 16 лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление вбрак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено додостижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ.
Обстоятельства препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака между:
· лицами, из которых хотя бы одно лицоуже состоит в другом зарегистрированном браке;
· близкими родственниками(родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми,дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющих общих отца или мать), братьями и сестрами);
· усыновителями и усыновленными;
· лицами, из которых хотя бы одно лицопризнано чудом недееспособным вследствие психического расстройства.
Расторжение брака
В органах записи актов гражданскогосостояния предусматривается расторжение брака: при взаимном согласии на этосупругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; по заявлению одного изсупругов, если другой признан судом безвестно отсутствующим либонедееспособным, или осужден на срок свыше 3-х лет. При этом семейный кодекссократил срок расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства с 3-хдо 1-го месяца (ст. 19).
В судебном порядке брак расторгается в3-х случаях.
· При отсутствии согласия одного изсупругов на расторжение брака, кроме случаев указанных выше (п.1 ст. 21 СК РФ).
· Если один из супругов не возражаетпротив развода, но уклоняется от расторжения брака в органе записи актовгражданского состояния (п.2 ст. 21 СК РФ).
· Если у супругов есть общиенесовершеннолетние дети. В таких случаях суд расторгает брак без выявлениямотивов развода, но с применением мер по защите интересов несовершеннолетнихдетей, если об этом нет соответствующего соглашения между супругами (ст. 32 СКРФ).
Кодекс по-новому устанавливает моментпрекращения брака по его расторжении в суде. В отличие от прежнегозаконодательства, которое предусматривало двухступенчатую процедуру развода —суд, а затем орган записи актов гражданского состояния, — Семейный кодексустанавливает, что моментом прекращения брака является день вступления решениясуда в силу (ст. 25). При этом суд обязан в течение 3-х дней направить выпискуиз этого решения в орган записи актов гражданского состояния.
Равенство супругов в семье
Каждый из супругов свободен в выборерода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Вопросы материнства,отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения ивзаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться облагосостоянии и развитии своих детей.
Совместная собственность супругов
Имущество, нажитое супругами во времябрака, является их совместной собственностью. К имуществу,нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходыкаждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельностии результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, атакже иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммыматериальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратойтрудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие).Общим имуществом супругов являются также приобретенные засчет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады,доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческиеорганизации, и любое другое нажитое супругами в период брака имуществонезависимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя когоили кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имуществосупругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведениедомашнего хозяйства, уход за детьми или по другим причинам не имелсамостоятельного дохода.
Собственность каждого из супругов
Имущество, принадлежавшее каждому изсупругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супруговво время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам(имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Вещи индивидуального пользования(одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметовроскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов,признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.
Признание имущества каждого из супругов ихсовместной собственностью
Имущество каждого из супругов может бытьпризнано их совместной собственностью, если будет установлено, что в периодбрака за счет имущества супругов или имущества каждого из супругов либо трудаодного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающиестоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудованиеи другие).
Право ребенка жить и воспитываться в семье
Ребенком признается лицо, не достигшеевозраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Каждый ребенок имеет право жить ивоспитываться в семье, насколько это возможно, правознать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с нимипроживание, за исключением тех случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своимиродителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение егочеловеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении ихродительских прав и в других случаях утраты родительского попечения праворебенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
Лишение родительских прав
Родителя (один из них) могут быть лишеныродительских прав, если они:
· уклоняются от выполнения обязанностейродителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
· отказываются без уважительных причинвзять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебногоучреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населенияили других аналогичных учреждений;
· злоупотребляют своими родительскимиправами;
· жестоко обращаются с детьми, в томчисле осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются наих половую неприкосновенность;
· являются больными хроническималкоголизмом или наркоманией;
· совершили умышленное преступлениепротив жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Существовавшее до введения в действиенового Кодекса семейное законодательство представляло собой достаточно сложныйправовой материал, состоящий из актов, принятых в разное время различнымиорганами двух государств (Союза ССР и Российской Федерации). Прежний кодекс всовокупности с принятыми на его основе актами регулировал семейные отношения,складывавшиеся в стране в 70-х и 80-х годах адекватно развитию общества. Однакопосле начала преобразований в экономической, социальной и правовой сферах КоБС РСФСР перестал вполной мере регулировать семейные отношения.
Семейный кодекс Российской Федерации былпринят 8 декабря 1995 г. Пятой Государственной Думой. Президент России подписалэтот Федеральный закон 29 декабря 1995 г., а в соответствии со ст. 168Семейного кодекса Российской Федерации с 1 марта 1996 г. он вступил в силу.
Трудовое право
Трудовое право - отрасль российскогоправа, играющая первостепенную роль в регулировании трудовых отношенийработников с работодателями независимо от их организационно-правовыхнорм. Трудовое право регулирует отношения по труду в области общественной егоорганизации, т.е. труд на производстве. Техническая организация труда - связьчеловека в процессе общего труда с его орудиями, техникой, материалами,технологическим процессом.
Общественная организация труда -существующая в государстве связь между людьми в процессе совместнойдеятельности, включая их отношения на основе собственности к средствампроизводства и продукту труда.
В настоящее время наиболее активнымиявляются две группы трудовых отношений:
· тех, кто трудится по найму;
· тех, в которые вступают собственники(сособственники) имущества акционерного предприятия.
Главной группой в предмете трудовогодоговора являются общественно-трудовые отношения, но кроме них существует 9групп отношений, тесно с ними связанных:
1) отношения по обеспечениюзанятости по трудоустройству
(это отношения гражданина сгосударственной службой занятости или другим специальным органомтрудоустройства по поводу поиска подходящей работы и получения направления нанее)
При этом возникает три вида отношений:
· между гражданином и трудоустраивающиморганом по поводу содействия в поисках работы;
· между трудоустраивающим органом ипредприятием по поводу направления граждан на работу;
· между предприятием и гражданином,направленным к нему ФСЗ на предмет заключения трудового договора.
2) Отношения трудового коллектива сработодателем и его администрацией – менеджерами
3) Организационно-управленческиеотношения профсоюзного органа на производстве, либо другого уполномоченногоработниками органа с работодателем, его администрацией по поводу улучшенияусловий труда, применения норм трудового права, принятия и реализации локальныхего норм, защиты прав трудящихся.
4) Отношения в части подготовки кадров,профотбора и повышения квалификации на производстве. Включают три группысвязей:
· в сферах ученичества;
· повышения квалификации;
· руководства обучением.
5) отношения по материальнойответственности участников трудового отношения за ущерб, причиненный повине одной стороны другой.
6) Социально-партнерские отношенияпредставителей работников, работодателей и органов исполнительной власти нафедеральном, отраслевом, республиканском и региональном уровнях по заключениюколлективных договоров и соглашений о социально-экономической политике,социально-экономическом развитии отраслей народного хозяйства.
9) Правоотношения по надзору и контролю за трудовым законодательством.
Таким образом, предметом трудового праваявляется комплекс общественных отношений по труду работника на производстве, иглавными, определяющими все другие отношения в нем, являются трудовые отношенияработника с работодателем.
Метод трудового права – специфичный для данной отрасли права способправового регулирования, т.е. воздействия через нормы права на волю людей, ихповедение в нужном для государства, общества,работников и работодателей направления с целью получения оптимальногорезультата.
Метод трудового права состоит изследующих способов правового регулирования труда:
2) Договорный характер труда иустановления его условий;
3) Равноправие сторон трудовых договоровс подчинении их в процессе труда правилам внутреннеготрудового распорядка;
4) Участие трудящихся через своихпредставителей в правовом регулировании труда;
5) Специфичный для трудового праваспособ охраны своих трудовых прав, сочетающий, как правило, действия юрисдикционных органов трудового коллектива с судебнойзащитой, гарантированной Конституцией РФ всем гражданам страны;
6) Единство и дифференциация правовогорегулирования труда.
Основная роль трудового права –урегулирование посредством применения его норм поведения людей в процессе ихтруда так, чтобы оно отвечало задачам производства в данный период егоразвития, охраняло труд работников, способствовало улучшению их условий труда ибыта, укрепляло социальное партнерство.
Функции трудового права – основные направления воздействия его норм наповедение людей в процессе труда для достижения целей и задач трудовогозаконодательства.
К ним относятся:
· Социальная функция;
· Защитная функция;
· Хозяйственно-производственная функция;
· Воспитательная функция;
· Функция развития производственнойдемократии.
Система трудового права представляет его структуру каксовокупность расположенных в определенном порядке правовых норм, которыесгруппированы в подразделения в зависимости от специфики общественныхотношений, составляющих предмет данной отрасли.
Субъектами трудового правоотношения являются, с одной стороныработник, а с другой - работодатель. Обязательной предпосылкой еговозникновения является у данных субъектов трудовой дееспособности. Видытрудовых правоотношений зависят от вида соответствующих трудовых отношений итрудового договора, являющегося основой возникновения и существования этогоправоотношения.
К специфическим видам трудовыхправоотношений относятся:
· при работе по совместительству;
· в период ученичества.
Основанием для возникновения трудовогоправоотношения является трудовой договор (контракт), а для работников,занимающих выборные должности, таковым является факт избрания на эту должность.
Прекращается трудовое правоотношениефактом прекращения трудового договора по основаниям, указанным в законе.
Уголовное право
Понятие «уголовное право» выступает внескольких аспектах:
· как отрасль права;
· как отрасль законодательства;
· как наука.
Уголовное право как отрасль права
Уголовное право как отрасльзаконодательства представляет собой «совокупность юридических норм,установленных высшим органом законодательной власти Российской Федерации(Федеральным Собранием), определяющих задачи, принципы, основания и условияуголовной ответственности, а также преступность и наказуемость общественноопасных деяний, признаваемых преступлениями».
Сведение функцийуголовного права лишь к охранительной нередко приводит к расширению сферыохраняемых им общественных отношений.В юридической литературе встречаются утверждения, что нормы уголовного праваявляются средством охраны всех общественных отношений, регулируемых другимиотраслями права. Здесь налицо явное преувеличение охранительной роли уголовногоправа. Уголовно-правовые санкции призваны защищать наиболее важные права,свободы и интересы личности, общества и государства. Чрезмерное расширениесферы уголовного права может привести лишь к отрицательным последствиямкак для общества, так и для личности.
Многие уголовно-правовые нормы включаютнормы самых различных отраслей. Более того, анализ действующего уголовного законодательствапозволяет утверждать, что вообще нет такой отрасли права, нормы которой невходили бы органически в уголовно-правовые. Так, в содержание бланкетных диспозиций уголовного закона входятнормы и конституционного (например, ст. 136 УК РФ), и административного(например, ст. 264 УК РФ), и гражданского (например, ст. 146 УК РФ), и другихотраслей российского права. В этих случаях условия уголовнойответственности за совершение соответствующих общественно опасных деянийпредусмотрены не только нормами уголовного права, но и нормами других отраслей.И это не противоречит самостоятельности уголовно-правовогозапрета, так как нормы других отраслей права, помещенные в оболочку уголовногозакона, превращаются в «клеточку» уголовно-правовой нормы, образуя вместе споследними уголовно-правовую материю.
Уголовное право как отрасль
Уголовное право разделяется на двечасти: Общую и Особенную. Общая часть включает нормы уголовного права, вкоторых закрепляются его общие принципы, институты и понятия, а также основныеположения, определяющие основания и пределы уголовной ответственности иприменения наказания, порядок и условия освобождения от уголовнойответственности и наказания. В нормах Общей части регламентируются наиболееважные вопросы, относящиеся к основным понятиям уголовного права — уголовномузакону, преступлению и наказанию.
Особенная часть уголовного прававключает нормы, в которых определяются конкретные преступления по родам ивидам, а также наказания, установленные за их совершение.
Общая и Особенная части уголовного праваорганически связаны и лишь в единстве представляют собой уголовное право каксистему уголовно-правовых норм.
Поскольку право диктует исходящие отгосударства общеобязательные правила, оно есть регулятор поведения людей вобществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное. Поэтомуневерно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишьохраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. Вдействительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственныепредписания. Уголовно-правовая санкция в принципе не может применяться занарушение, например, административно-правового запрета, касающегосяспецифических общественных отношений. Такое правоприменениеозначало бы грубейшее нарушение законности.
Сведение функцийуголовного права лишь к охранительной нередко приводит к расширению сферыохраняемых им общественных отношений.В юридической литературе встречаются утверждения, что нормы уголовного праваявляются средством охраны всех общественных отношений, регулируемых другимиотраслями права. Здесь налицо явное преувеличение охранительной роли уголовногоправа. Уголовно-правовые санкции призваны защищать наиболее важные права,свободы и интересы личности, общества и государства. Чрезмерное расширениесферы уголовного права может привести лишь к отрицательным последствиямкак для общества, так и для личности.
Уголовно-процессуальное право определяетпорядок и формы деятельности суда, прокурора, следователя, органа дознания прирасследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде, гарантирующиеправа граждан и соблюдение законности в сфере уголовной юстиции. Тесная связьуголовного и уголовно-процессуального права проявляется, в частности, в том,что нормы уголовного права во многом определяют предмет доказывания прирасследовании и судебном рассмотрении уголовных дел (в первую очередьуголовно-правовое содержание состава соответствующего преступления). Нормы жеуголовно-процессуального права обусловливают порядок официального признанияустановленных фактов как основания их уголовно-правовой оценки. И в этом смыслеуголовно-правовое значение приобретают не все установленные, например,следователем и судом факты и обстоятельства, а лишь те, которые установлены всоответствии с требованиями уголовно-процессуальных норм.
Уголовно-исполнительное праворегламентирует порядок исполнения наказания, и результаты его применения даютпредставление об эффективности уголовно-правовых норм о наказании иосвобождении от наказания.
Уголовное право как наука
Уголовное право наряду с важнейшейотраслью российского права понимается и как уголовно-правовая наука.Специалисты определяют ее как совокупность (систему) господствующих в обществена данном этапе (в настоящее время в период перехода к демократическомуправовому государству и рыночной экономике) правил об уголовном праве и путях исредствах борьбы с преступностью.
Предмет науки уголовного правасоставляет уголовное законодательство и практика его применения, обобщениедействующего уголовного закона и проблем его совершенствования. Таким образом,наука уголовного права изучает, прежде всего, два основополагающих института -преступление и наказание. Эти и другие институты уголовного права исследуютсянаукой уголовного права не догматически, а в их развитии и изменении, исходя изпотребностей практики борьбы с преступностью. Наука уголовного права не можетразвиваться, не опираясь на репрезентативные итоги социологическихисследований, не сравнивая действующие и ранее существовавшие уголовно-правовыенормы для выявления его (уголовного права) эффективности. Одна из основныхзадач науки уголовного права - разработка на основе широкого обобщения практикиприменения уголовного закона путей и методов совершенствования уголовногозаконодательства, исходя из конкретной социально-политической обстановки.
Предмет науки уголовного правазначительно шире предмета уголовного права как отрасли права. В него входятизучение и анализ не только действующего законодательства и практики егоприменения, но история становления и развития какуголовных законов, так и самой науки. В предмет науки включается также изучениеуголовного законодательства зарубежных государств в сравнительномплане и для использования положительного опыта в законотворческой и правоприменительнойдеятельности и развития науки.
Предметом науки уголовного праваявляется российское и зарубежное уголовное законодательство, история развитияуголовно-правовой мысли и уголовно-правовых институтов, правоприменительнаядеятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Как и само уголовное право,уголовно-правовая наука является смежной с иными отраслевыми науками,занимающимися исследованием проблем борьбы с преступностью и инымиправонарушениями. Наиболее близка наука уголовного права к криминологии, наукеоб уголовно-исполнительном законодательстве, правовой статистике,криминалистике, судебной психологии и психиатрии.
Итак, наука уголовного права - этосовокупность (система) господствующих в обществе на данном этапе правил обуголовном праве и путях и средствах борьбы с преступностью. Предметом наукиуголовного права является российское и зарубежное уголовное законодательство,история развития уголовно-правовой мысли и уголовно-правовых институтов,правоприменительная деятельность правоохранительных органов по борьбе спреступностью. Предмет науки уголовного права значительно шире предметауголовного права как отрасли права. Наиболее тесно наука уголовного прававзаимодействует с криминологией, наукой об уголовно-исполнительномзаконодательстве, правовой статистикой, криминалистикой, судебной психологией ипсихиатрией.
Уголовный процесс
Уголовный процесс - правовое понятие,связанное с представлениями о правосудии, деятельности органов следствия,дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершенияпреступления. Уголовный процесс в любом государстве ведется на основании и поправилам, установленным его законами, защищая существующий правопорядок отпреступных посягательств.
Правовое государство призвано обеспечиватьохрану от преступлений прав и свобод личности, жизни, здоровья, чести идостоинства, других благ граждан, общества в целом, конституционного строягосударства. Этому служит, в частности, уголовное право, устанавливающее кругдеяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний.Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступлениесовершилось, то необходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, чтонадо знать для справедливого наказания преступника, и в то же время недопустить ошибочного обвинения и, тем более, осуждения невиновного. Виновный жедолжен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью еговины, данными о личности.
Для предупреждения преступлений,привлечения к ответственности виновных в преступлениях и их наказания вгосударстве существует система органов уголовной юстиции. Ее вершину образуетсуд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. В большинствеслучаев деятельности суда предшествует расследование преступлений, производимоеорганами дознания и предварительного следствия под надзором, а иногда и приучастии прокурора.
В п. 1 ст. 118 Конституции РФ сказано:«Правосудие в РФ осуществляется только судом». Правосудие в форме уголовногосудопроизводства является одним из путей осуществления судебной власти (п. 2ст. 118 Конституции РФ). Отсюда следует, что уголовное судопроизводство,понимаемое как одна из форм осуществления правосудия, выражается в деятельностисуда по уголовным делам, где судебная власть реализуется через действия ирешения суда. Только суд может признать лицо виновным и назначить емунаказание.
Деятельность органов дознания,следователя, прокурора и суда по расследованию, судебному рассмотрению иразрешению уголовных дел носит публично-правовой характер. Преступление, какнаиболее опасный вид правонарушений, причиняет личности, правам и свободамграждан, обществу, государству серьезный вред. Это обязывает полномочные органыгосударства принять все предусмотренные законом меры для охраны прав и свободчеловека и гражданина, собственности; общественного порядка и общественнойбезопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступныхпосягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а такжепредупреждение преступлений (ст. 18, 46 Конституции РФ, ст. 2 УК РФ, ч. 2 ст. 2УПК РСФСР, ст. 1 «Закона о прокуратуре Российской Федерации»).
Реализация этих задачв уголовном процессе достигается путем возбуждения уголовного дела, быстрого иполного раскрытия преступления, уголовного преследования лиц, совершившихпреступление, обвинения их перед судом, судебного рассмотрения и разрешениядела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден и подвергнутсправедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден отответственности или наказания.Уголовный процесс должен ограждать невиновного от привлечения к уголовнойответственности и осуждения, а в случае, когда такое имело место, обеспечиватьего своевременную и полную реабилитацию.
Задачи быстрого раскрытия преступлений иизобличения виновных состоят в том, чтобы в предусмотренные законом сроки былиустановлены обстоятельства происшедшего преступления, выявлено лицо, егосовершившее, собраны и проверены доказательства, виновность обвиняемого и тем самымприближено назначение виновному наказания к моменту совершения преступления.
Обеспечение правильного применениязакона заключается в строжайшем соблюдении и применении норм закона в ходепроизводства по делу. Лишь при этом условии открывается возможность подвергнутьвиновного справедливому, соответствующему тяжести преступления и его личностинаказанию и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовнойответственности и осуждения, ибо изобличить и наказать только виновного —значит не допустить привлечения к ответственности и осуждения невиновного.
Производство процессуальных действийсвязано с осуществлением государственными органами (должностными лицами) иучастниками процессуальных действий своих прав и обязанностей, а следовательно, они вступают между собой в определенныеправоотношения, в данном случае в отношения, предусмотренныеуголовно-процессуальным законом, которые являются отношениямиуголовно-процессуальными. Уголовно-процессуальная деятельность можетпроисходить только в форме процессуально-правовых отношений. Иного, кромепроцессуально-правовых отношений, способа осуществления прав и обязанностей вуголовном процессе нет. Стало быть, уголовный процесс естьуголовно-процессуальная деятельность, регулируемая правом и, таким образом,реализуемая в уголовно-процессуальных правовых отношениях.
Жилищное право
Отношения по переходу прав иобязанностей на жилое помещение (дом или квартиру, комнату в коммунальнойквартире) от одного лица к другому лицу регулируются целым комплексом правовыхнорм, которые принадлежат к таким отраслям права как гражданское право,жилищное право, административное право, финансовое право (по большей части его подотрасль - налоговое право). Иногда, при нарушенииучастниками сделок требований норм гражданского, жилищного или финансовогоправа, перед компетентными органами государства возникает необходимость в силувозложенных на них законом обязанностей по защите прав граждан, общества игосударства применить в отношении виновных в совершении преступлений лиц нормыуголовного права.
Жилищное право представляет собойсовокупность юридических норм, закрепляющих права физических и юридических лицна жилые помещения, регулирующих порядок пользования жилыми помещениями иохраняющих права и законные интересы собственников, иных законных владельцевжилья. Жилищное право относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Жилищное право выражено в законах РФ изаконах субъектов РФ и иных нормативно-правовых актах, главным образомпостановлениях российского Правительства и правительств субъектов Федерации. В настоящее время жилищное законодательство состоит из Жилищногокодекса РСФСР 1983 г., других федеральных законов (например, закон РФ «Обосновах федеральной жилищной политики 1992 г.), законов субъектов РФ(например, Постановление от 25 ноября 1999 г. N 652 ЗС Вологодской области «Опрограмме ипотечного жилищного кредитования Вологодской области»),постановлений Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от03.08.96 г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации,нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии настроительство или приобретение жилья»), актов некоторых других органовгосударственной власти (например, Распоряжение Департамента муниципальногожилья Правительства Москвы от 09.04.96 г. № 74 «Об утверждении Временногоположения о порядке обмена и (или) мены жилых помещений в г. Москве»).
Сделки с недвижимостью
Купля-продажа зданий и сооружений.
Одним из видов договоров, осуществляемыхдля обеспечения предпринимательской деятельности, является договоркупли-продажи зданий и сооружений. Здания и сооружения как объекты недвижимостиобладают специфическими чертами - прочной связью с землей, особой ценностью, непотребляемостью в процессе использования и т.п.Специфическими качествами этих объектов обусловлены жесткие требования к формедоговора купли-продажи недвижимости, правило о государственной регистрацииперехода права собственности на недвижимость, специальный порядок передачинедвижимости и другие особые условия.
Учитывая, что здания и сооружениянеразрывно связаны с землей, в ГК содержатся нормы, определяющие правовоеположение земельного участка, на котором находится соответствующий объектнедвижимости, в случае его продажи. При таких обстоятельствах покупателюодновременно с передачей права собственности на здания и сооружения передаютсяправа на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью инеобходима для ее использования.
Необходимо отметить, что государственнойрегистрации подлежит не сам договор продажи недвижимости, а переход правасобственности по такому договору от продавца к покупателю (ст.551 ГК РФ).
Статья 131 ГК РФ, устанавливает,что право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этихправ, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственнойрегистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Гражданскийкодекс РФ зафиксировал необходимость регистрации как прав на недвижимость, таки сделок с ней.
Роль государственной регистрацииперехода права собственности на недвижимость к покупателю заключается в том,что только после такой регистрации покупатель становится собственникомнедвижимого имущества в глазах третьих лиц.
Определенными особенностями, требующимиспециального регулирования, отличается и исполнение договора продажи зданий исооружений. Передача проданного объекта недвижимости продавцом и принятие егопокупателем должны быть оформлены передаточным актом или иным документом,подписанным обеими сторонами (ст.556 ГК). До фактической передачи проданногоздания, сооружения покупателю и подписания сторонами передаточного акта илииного документа договор продажи этих объектов недвижимости считаетсянеисполненным.
Аренда зданий и сооружений
Договор аренды зданий и сооруженийрегулируется положениями, сходными с содержащимися в ГК нормами о купле-продаженедвижимости. Тем самым обеспечивается единообразный правовой режим объектовнедвижимости в обороте.
Действующий Гражданский кодекс впервыерассматривает аренду зданий и сооружений в качестве самостоятельного предметаправового регулирования. Содержанием договора аренды данного вида имуществаявляется передача арендодателем здания или сооружения арендатору во временноевладение и пользование или во временное владение и принятие объекта арендыпоследним. Помимо фактической передачи здания (сооружения), сторонам необходимосоставить и подписать передаточный акт или иной документ о передаче.
Объектом данного договора являютсяздания и сооружения. Здания подразделяются на жилые инежилые. Юридические лица могут арендовать жилые помещения исключительно дляпроживания граждан. К нежилым относятся здания, используемыедля производственных, торговых, административных, культурно-просветительских,научно-исследовательских, учебных, лечебных, складских и других целей.Жилые здания могут включать в себя нежилые помещения (поликлиники, магазины,столовые и т.п.).
При прекращении договора арендыарендатор должен возвратить здание или сооружение по передаточному акту илииному документу о передаче, подписанному сторонами. В передаточном акте следуетуказать техническое и санитарное состояние здания (сооружения).
Лизинг
На сегодняшний день одним изпредпочитаемых направлений предпринимательской деятельности является лизинг (финансоваяаренда). Суть данного договора в том, что арендодатель (лизингодатель)обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество уопределенного продавца и предоставить это имущество арендатору(лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательскихцелей.
Административное право
Административное право как отрасльсовременного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточноеместо заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административногопроизвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых правгражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией -необходимое условие превращения полицейского права вадминистративное.
Административное право - одна из самыхбольших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяетсяразнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимысвои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.
Предмет административного права -совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации идеятельности исполнительной власти. В самой общей форме можно сказать, чтоадминистративное право - управленческое право. Оно реализует отношения,возникающие в ходе формирования и функционирования государственнойадминистрации, и “обслуживает” сферу государственного и муниципальногоуправления.
Предмет административного права можноразделить на две части:
· Внутриаппаратныеотношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органовисполнительной власти, организацию службы, комплектацию органов и служащих, ихвзаимоотношения, формы и методы внутриаппаратнойработы в государственных и муниципальных органах.
· Взаимоотношения административнойвласти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.
Значительна роль административных средств правоохранительного характера, т.е. контрольно -надзорной деятельности за соблюдением законности и государственной дисциплины всфере государственного управления. Административное право широко использует этисредства в целях профилактики правонарушений и борьбы с ними, обеспечениядолжного порядка управленческих общественных отношений, охраны конституционныхправ и свобод граждан.
Административное право призванорегулировать те общественные отношения, которые возникают, складываются,развиваются и прекращаются в сфере управления. Все подобного родаобщественные отношения так или иначе связаны спроцессом осуществления исполнительно - распорядительной деятельностьюобщественного государства. А это означает, что административное право своерегулирующее воздействие оказывает на те виды общественных отношений, которыевозникают непосредственно в связи с осуществлением задач государственногоуправления, с практической деятельностью органов государственного управления поруководству хозяйственным, социально - культурным и административно -политическим строительством. Вместе с тем эти общественные отношения возникаютпо поводу осуществления органами государственного управления исполнительно -распорядительных функций. Следовательно, предмет административного правасоставляют фактически управленческие общественные отношения.
Административное право - юридическаяформа, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство субъектовуправленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой. Дажеу органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческойиерархии, неодинаковые права и обязанности. Например, различно правовоеположение областного управления внутренних дел, областного комитета поуправлению имуществом и областного финансового отдела.
Административно - правовые отношениячаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями.Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридическиепоследствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административнойвласти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановлениео наложении штрафа. Административное право закрепляет юридическое неравенствосубъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядкевоздействовать на граждан и организации.
Кодекс об Административных Правонарушениях
Производство по делам обадминистративных правонарушениях в настоящее время регламентируется Кодексом обадминистративных правонарушениях», который является основополагающим источникомв данной отрасли права.
Производство состоит из четырех стадий:
1 Административное расследование;
2. Рассмотрение дела;
3. Пересмотр постановления;
4. Исполнение постановления.
На первой стадии выявляются факт иобстоятельства совершения проступка, данные о виновном, исоставляется протокол. На второй – компетентный орган рассматривает делои принимает постановление. На третьей – факультативной – стадиипостановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора,она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлениипостановления в силе. На четвертой – реализуется принятое постановление.
В некоторых случаях используетсяускоренное производство по делу об административном правонарушении, когдастадии нечетко выражены или сливаются, например, при взыскании штрафа наместе соединяются расследование, рассмотрение дела и даже исполнениепостановления.
Кодекс определяет следующие задачипроизводства по делам об административных правонарушениях (Гл. 17 ст. 225):
· своевременное, всестороннее, полное иобъективное выяснение обстоятельств каждого дела;
· разрешение его в точном соответствии сзаконодательством;
· обеспечение исполнения вынесенногопостановления;
·выявление причин и условий,способствующих совершению административныхправонарушений;
· предупреждение правонарушений,воспитание граждан в духе соблюдениязаконов, укрепление социалистической законности.
Каждая из вышеперечисленных задачконкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся вданном Кодексе.
Производство по делу об административномправонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличииследующих обстоятельств:
· отсутствие события и составаадминистративного правонарушения;
· недостижениелицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнеговозраста;
· невменяемость лица, совершившегопротивоправное действие либо бездействие;
· действие лица в состоянии крайнейнеобходимости или необходимости обороны;
· издание акта амнистии, если онустраняет применение административного взыскания;
· истечение к моменту рассмотрения делаоб административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38настоящего Кодекса;
· наличие по тому жефакту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности,постановления компетентного органа (должностного лица) о наложенииадминистративного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, еслиматериалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющимправо налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененногопостановления о прекращении дела об административном правонарушении, а такженаличие по данному факту уголовногодела;
· смерть лица, в отношении которого былоначато производство по делу.
Существует также еще ряд принципов пообеспечению законности, предусмотренных Кодексом по Административнымправонарушениям, применяемых при производстве дел об административныхправонарушениях, в частности:
· Рассмотрение дела об административномправонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом,рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального иимущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола,образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, местажительства и других обстоятельств (ст. 228);
· Дело об административномправонарушении рассматривается открыто.
В целях повышения воспитательной ипредупредительной роли производства по делам об административныхправонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовыхколлективах, по месту учебы или жительства нарушителя (ст. 229).
Стадия административного расследованияподразделяется на следующие этапы:
· направление материалов длярассмотрения по подведомственности.
Расследование дела, являясь начальнойстадией производства по делам об административных правонарушениях, представляетсобой комплекс процессуальных действий, направленных на определение обстоятельствнарушения, их фиксирование и квалификацию.
Основанием для возбуждения дела обадминистративном правонарушении является совершение конкретным лицомадминистративного проступка, факт которого фиксируется протоколом, составленнымуполномоченным на то лицом. Такими полномочиями наделяются, как правило,работники милиции, работники налоговых инспекций, инспекторы ведомственных имежведомственных комиссий.
Поводами к возбуждению и расследованиюадминистративных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителейобщественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средствмассовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерногодеяния управомоченным лицом.
Субъекты расследования наделены широкимиправами: требовать от граждан, должностных лиц объяснений, предоставлениянеобходимых документов, доставлять нарушителей в милицию, применять иные мерыпроцессуального принуждения.
Законом предусмотрены мерыобеспечения производства по делам об административных правонарушениях. К нимотносятся административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятиевещей и документов, отстранение от управления транспортным средством иосвидетельствование на состояние опьянения.
Административноезадержание лица, совершившего административное правонарушение, можетпроизводиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на тозаконодательством, а именно: органами внутренних дел, органами пограничнойслужбы Российской Федерации, старшим в месте расположения охраняемогообъекта должностным лицом военизированной охраны, должностными лицамивоенной автомобильной инспекции, должностными лицами органовгосударственного горного надзора, органов пограничной службы РоссийскойФедерации, федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охране окружающей среды и природныхресурсов, федерального органа по рыболовству, внутренними войскамиМинистерства внутренних дел Российской Федерации.
Административное задержание лица,совершившего административное правонарушение, может длиться не более трехчасов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостьюзаконодательными актами Российской Федерации могут быть установлены иные срокиадминистративного задержания.
Личный досмотр может производитьсяуполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, внутреннихвойск Министерства внутренних дел Российской Федерации, военизированной охраны,гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службыРоссийской Федерации, а в случаях, прямо предусмотренных законодательнымиактами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов.
Личный досмотр можетпроизводиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и вприсутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей итоваров может производиться уполномоченными на то должностными лицами органоввнутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенныхучреждений, налоговых органов, органов пограничной службы Российской Федерации,органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственныйнадзор за соблюдением правил охоты, органов государственного надзора за связью,органов Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите правпотребителей, органов Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольнуюпродукцию, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актамиРоссийской Федерации, а также и других уполномоченных на то органов.
Производство по делу может быть ускоренным при обязательном наличии сразу трех условий: еслисовершено одно из правонарушений, которое считается малозначительным;если за данное деяние на виновного может быть возложено такое взыскание, какпредупреждение или штраф до одной пятой минимального размераоплаты труда; если гражданин не оспаривает налагаемое на него взыскание.
Заключение
Резюмируя всевышесказанное, нужно отметить, что права человека – это целостный ориентир,позволяющий применять «человеческое измерение» к государству, праву, этике, морали. Права и свободы человека являются определенныминормативным измерением его социально культурной деятельности. Более того, онивыступают как одна из величайших культурных ценностей.
При изучении теории прав человеканеизбежно её пересечение со многими дисциплинами: историей и теориейгосударства и права, всеми отраслевыми и процессуальными юридическими науками.
Таким образом, опираясь на международноегуманитарное право, можно отметить, что:
· Права человека – высшая ценность, ихуважения и соблюдение – обязанность государства.
· Обеспечение прав и свобод несовместимос дискриминацией по какому-либо принципу.
· Осуществление прав и свободычеловека не должно нарушать права и свободы других лиц.
· Основные права исвободы должны быть едины на всей территории государства.
· Личные, экономические,политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этихправ нет иерархии.
· Коллективные праванеотъемлемы от прав индивида, они не должны противоречить индивидуальнымправам, ограничивать правовой статус личности
· Права человека могут бытьограничены законом только в том случае, если есть прямая угроза государственнойи общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, права изаконы других лиц.