Настоящая работа представляет собой первое комплексное диссертационное исследование института опеки и попечительства за последние почти пятьдесят лет. В ней используется принципиально новый подход к определению правовой природы отношений опеки и попечительства, обосновывается принадлежность анализируемого института системе частного права. На защиту вынесены следующие основные положения:
1. Предложена концепция социальной заботы, под которой понимается деятельность по обеспечению потребностей лица, объективно не способного принять меры к самосохранению и защите своих прав и интересов, осуществляемая государством в лице его органов, а также организациями и отдельными гражданами, в том числе членами семьи этого лица. Сконструированная правовая модель социальной заботы направлена на установление баланса участия государства и личности в ее жизнеобеспечении. Реализация этой идеи предполагает максимальное использование внутреннего ресурса личности.
2. Предлагается и обосновывается система понятий, необходимых для правового обеспечения реализации концепции социальной заботы, - таких как право на социальную заботу, виды социальной заботы, государственная забота, опека и попечительство как вид социальной заботы, устройство граждан, форма устройства гражданина, постоянное и временное устройство граждан и других правовых понятий.
3. Право на социальную заботу рассматривается в работе как конституционноеправо личности и одновременно как элемент содержания общей правоспособностигражданина. Для фиксации права на социальную заботу среди основных прав человека и гражданина как в международных актах, так и в Конституции РФ может быть использована следующая формулировка: «Каждый, кто не способен самостоятельно принять меры к самосохранению, имеет право на социальную заботу. Органы государства обязаны выявлять таких лиц, а также обеспечивать предоставление им заботы за их счет или за счет других лиц, указанных в законе. При отсутствии такой возможности помощь и содержание управомоченному лицу обязано предоставить государство. Государство поощряет благотворительную деятельность, создает условия для осуществления социальной заботы отдельными гражданами и организациями».
4. Устройство гражданина как один из видов социальной заботы - это закрепление органами государственной власти или местного самоуправления за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица.
5. Опека и попечительство исследуется в нескольких аспектах: как вид социальной заботы, как система правоотношений и как институт законодательства.
6. Опека и попечительство как вид социальной заботы представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая: 1) регулируется нормами различной отраслевой принадлежности; 2) предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание); 3) состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного; 4) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства (в широком смысле) или иных лиц; 5) решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Такие формы устройства детей, как приемная семья и патронат («патронатная семья»), являются видами опеки и подлежат правовому регулированию в рамках универсального института опеки и попечительства.
7. В системе правоотношений опеки и попечительства внутреннее правоотношение представляет собой обязательство по оказанию услуг в пользу третьего лица. Его субъектами являются муниципальное образование в лице органа опеки и попечительства и опекун (попечитель) как стороны обязательства, а также подопечный как третье лицо. Эти правоотношения могут быть безвозмездными или возмездными, носят срочный, фидуциарный характер и требуют по общему правилу личного исполнения со стороны опекуна (попечителя).
8. Участниками внешних правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства, являются опекун (попечитель) и другие лица, организации и органы государственной власти и местного самоуправления. Содержание этих правоотношений зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.
9. Опека и попечительство представляет собой институт законодательства, т.е. систему норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами. Опека и попечительство - элемент системы частного права, а именно - часть раздела о лицах.
Рекомендуем приобрести недвижимость на побережье Болгарии: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
10. К основным началам (принципам) института опеки и попечительства, которыми должны быть проникнуты все его нормы, относятся: 1) свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей; 2) подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства; 3) обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных; 4) государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
11. Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи обеспечения: 1) установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан; 2) защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством; 3) минимального уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством; 4) государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей; 5) исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.
12. Назрела необходимость систематизации норм об опеке и ее видах, преобразования их совокупности в систему. С учетом разноотраслевого характера содержащихся в институте опеки и попечительства норм целесообразно принятие Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (возможно - Опекунского кодекса). На уровне такого федерального законодательного акта должны быть четко зафиксированы в императивной форме принципы, задачи института, система законодательства об опеке и попечительстве, задачи и полномочия органов опеки и попечительства, требования к личности опекуна (попечителя), положения об ответственности органов опеки и попечительства, а также опекунов (попечителей). Диспозитивный характер могут иметь только положения, касающиеся условий исполнения опекунами (попечителями) своих обязанностей, что позволит придать опеке и попечительству необходимую динамику, использовать при установлении опеки и попечительства как неимущественные, так и имущественные интересы лиц, желающих стать опекунами и попечителями. В институте опеки и попечительства должен присутствовать и «региональный» компонент, выраженный в принимаемых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актах субъектов РФ, учитывающих специфику осуществления опеки и попечительства в регионах.
13. В ходе диссертационного исследования сформулирован ряд предложений по совершенствованию законодательства.
- Обосновывается необходимость закрепления в законодательстве о социальном обеспечении понятия «устройство граждан», основных форм индивидуального и неиндивидуального устройства, а также оснований, по которым в отношении лица должно быть осуществлено устройство.
-Предложенная автором система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, требует фиксации путем внесения изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ. Нормы о приемной семье должны быть перенесены в главу 20 СК РФ «Опека и попечительство над детьми» и отредактированы с учетом того, что данная форма устройства является одним из видов опеки. Целесообразно введение в Кодекс новой главы 21 - «Устройство детей в специальные учреждения». Таким способом будет осуществлено разграничение форм временного (опека и пребывание в специальном учреждении) и постоянного устройства (усыновление), а также форм индивидуального (опека и усыновление) и неиндивидуального устройства (пребывание в учреждении).
- В ГК РФ предлагается внести положения, допускающие установление опеки на основании соглашения, что позволит распространить на эти отношения действие норм обязательственного права, в частности, главы 39 ГК РФ.
-В целях исключения возможности неверного толкования положений ГК РФ о патронаже и отождествления на практике патронажа с попечительством следует изменить редакцию ст. 41 ГК.
-Предлагается ввести в законодательство следующие правила: об учете желания родителей при выборе опекуна ребенку, в том числе желания, выраженного в завещании; о прекращении опеки и попечительства в связи с истечением срока, на который она была назначена.
- Требует законодательного закрепления понятие предварительной опеки (попечительства) - правоотношения, возникающего на кратковременный срок на тех же основаниях, что и обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. По истечении определенного срока предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.
В ходе диссертационного исследования сформулированы и иные предложения по совершенствованию законодательства, основные из которых представлены в проекте Федерального закона «Об опеке и попечительстве», приложенном к работе.
Источник информации: Библиотека юридического факультета СПбГУ. Михеева, Л. Ю.
Настоящая работа представляет собой первое комплексное диссертационное исследование института опеки и попечительства за последние почти пятьдесят лет. В ней используется принципиально новый подход к определению правовой природы отношений опеки и попечительства, обосновывается принадлежность анализируемого института системе частного права. На защиту вынесены следующие основные положения:
1. Предложена концепция социальной заботы, под которой понимается деятельность по обеспечению потребностей лица, объективно не способного принять меры к самосохранению и защите своих прав и интересов, осуществляемая государством в лице его органов, а также организациями и отдельными гражданами, в том числе членами семьи этого лица. Сконструированная правовая модель социальной заботы направлена на установление баланса участия государства и личности в ее жизнеобеспечении. Реализация этой идеи предполагает максимальное использование внутреннего ресурса личности.
2. Предлагается и обосновывается система понятий, необходимых для правового обеспечения реализации концепции социальной заботы, - таких как право на социальную заботу, виды социальной заботы, государственная забота, опека и попечительство как вид социальной заботы, устройство граждан, форма устройства гражданина, постоянное и временное устройство граждан и других правовых понятий.
Курортная недвижимость побережья Болгарии для отдыха и инвестиций: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
3. Право на социальную заботу рассматривается в работе как конституционноеправо личности и одновременно как элемент содержания общей правоспособностигражданина. Для фиксации права на социальную заботу среди основных прав человека и гражданина как в международных актах, так и в Конституции РФ может быть использована следующая формулировка: «Каждый, кто не способен самостоятельно принять меры к самосохранению, имеет право на социальную заботу. Органы государства обязаны выявлять таких лиц, а также обеспечивать предоставление им заботы за их счет или за счет других лиц, указанных в законе. При отсутствии такой возможности помощь и содержание управомоченному лицу обязано предоставить государство. Государство поощряет благотворительную деятельность, создает условия для осуществления социальной заботы отдельными гражданами и организациями».
4. Устройство гражданина как один из видов социальной заботы - это закрепление органами государственной власти или местного самоуправления за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица.
5. Опека и попечительство исследуется в нескольких аспектах: как вид социальной заботы, как система правоотношений и как институт законодательства.
6. Опека и попечительство как вид социальной заботы представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая: 1) регулируется нормами различной отраслевой принадлежности; 2) предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание); 3) состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного; 4) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства (в широком смысле) или иных лиц; 5) решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Такие формы устройства детей, как приемная семья и патронат («патронатная семья»), являются видами опеки и подлежат правовому регулированию в рамках универсального института опеки и попечительства.
7. В системе правоотношений опеки и попечительства внутреннее правоотношение представляет собой обязательство по оказанию услуг в пользу третьего лица. Его субъектами являются муниципальное образование в лице органа опеки и попечительства и опекун (попечитель) как стороны обязательства, а также подопечный как третье лицо. Эти правоотношения могут быть безвозмездными или возмездными, носят срочный, фидуциарный характер и требуют по общему правилу личного исполнения со стороны опекуна (попечителя).
8. Участниками внешних правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства, являются опекун (попечитель) и другие лица, организации и органы государственной власти и местного самоуправления. Содержание этих правоотношений зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.
9. Опека и попечительство представляет собой институт законодательства, т.е. систему норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами. Опека и попечительство - элемент системы частного права, а именно - часть раздела о лицах.
10. К основным началам (принципам) института опеки и попечительства, которыми должны быть проникнуты все его нормы, относятся: 1) свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей; 2) подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства; 3) обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных; 4) государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
11. Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи обеспечения: 1) установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан; 2) защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством; 3) минимального уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством; 4) государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей; 5) исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.
12. Назрела необходимость систематизации норм об опеке и ее видах, преобразования их совокупности в систему. С учетом разноотраслевого характера содержащихся в институте опеки и попечительства норм целесообразно принятие Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (возможно - Опекунского кодекса). На уровне такого федерального законодательного акта должны быть четко зафиксированы в императивной форме принципы, задачи института, система законодательства об опеке и попечительстве, задачи и полномочия органов опеки и попечительства, требования к личности опекуна (попечителя), положения об ответственности органов опеки и попечительства, а также опекунов (попечителей). Диспозитивный характер могут иметь только положения, касающиеся условий исполнения опекунами (попечителями) своих обязанностей, что позволит придать опеке и попечительству необходимую динамику, использовать при установлении опеки и попечительства как неимущественные, так и имущественные интересы лиц, желающих стать опекунами и попечителями. В институте опеки и попечительства должен присутствовать и «региональный» компонент, выраженный в принимаемых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актах субъектов РФ, учитывающих специфику осуществления опеки и попечительства в регионах.
13. В ходе диссертационного исследования сформулирован ряд предложений по совершенствованию законодательства.
- Обосновывается необходимость закрепления в законодательстве о социальном обеспечении понятия «устройство граждан», основных форм индивидуального и неиндивидуального устройства, а также оснований, по которым в отношении лица должно быть осуществлено устройство.
-Предложенная автором система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, требует фиксации путем внесения изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ. Нормы о приемной семье должны быть перенесены в главу 20 СК РФ «Опека и попечительство над детьми» и отредактированы с учетом того, что данная форма устройства является одним из видов опеки. Целесообразно введение в Кодекс новой главы 21 - «Устройство детей в специальные учреждения». Таким способом будет осуществлено разграничение форм временного (опека и пребывание в специальном учреждении) и постоянного устройства (усыновление), а также форм индивидуального (опека и усыновление) и неиндивидуального устройства (пребывание в учреждении).
- В ГК РФ предлагается внести положения, допускающие установление опеки на основании соглашения, что позволит распространить на эти отношения действие норм обязательственного права, в частности, главы 39 ГК РФ.
-В целях исключения возможности неверного толкования положений ГК РФ о патронаже и отождествления на практике патронажа с попечительством следует изменить редакцию ст. 41 ГК.
-Предлагается ввести в законодательство следующие правила: об учете желания родителей при выборе опекуна ребенку, в том числе желания, выраженного в завещании; о прекращении опеки и попечительства в связи с истечением срока, на который она была назначена.
- Требует законодательного закрепления понятие предварительной опеки (попечительства) - правоотношения, возникающего на кратковременный срок на тех же основаниях, что и обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. По истечении определенного срока предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.
В ходе диссертационного исследования сформулированы и иные предложения по совершенствованию законодательства, основные из которых представлены в проекте Федерального закона «Об опеке и попечительстве», приложенном к работе.
Источник информации: Библиотека юридического факультета СПбГУ.