Перестройка требует новых подходов к обеспечению исполнения договорных обязательств социалистическими предприятиями и организациями. Если при прежних административно-командных методах управления экономикой упор в обеспечении исполнения хозяйственно-договорных обязательств делался на санкции (меры принуждения), то в новых условиях хозяйствования на первое место выдвигается экономическая заинтересованность самих сторон в исполнении договора. При этом расширена свобода выбора контрагентами средств обеспечения исполнения обязательств по принципу: предприятие вправе по собственной инициативе принимать все решения, если они не противоречат действующему законодательству.
Материальное поощрение — одно из действенных средств обеспечения исполнения хозяйственно-договорных обязательств. Отношение к этому средству среди цивилистов различное и нередко противоречивое. Противоположные точки зрения по поощрительным нормам высказаны и в общей теории права. Одни авторы, полагая, что поощрительные нормы не обеспечены нормами государственного принуждения, не относят их к категории правовых.1 Другие справедливо считают, что поощрительные нормы, используемые для стимулирования действий, полезных для общества, воспитания масс на положительных примерах, поддержки и распространения передового опыта, могут рассматриваться как особый вид норм права, исходя из их специфической роли в регулировании общественных отношений.2
В литературе уже обращалось внимание на недостаточную разработанность проблемы поощрения в общей теории советского права и. гражданско-правовой науке. Так, Р. О. Халфина пишет: «До сих пор говорилось о стимулирующей роли имущественной ответственности... Существенное значение для усиления эффективности договорных связей имеют и меры поощрения. Вопрос о мерах поощрения в имущественных отношениях между социалистическими организациями мало разработан в юридической науке».3 Впервые в цивилистической литературе развернутый анализ поощрения как способа обеспечения договорных обязательств дал М. А. Тарасов, относивший к поощрительным, мерам только такие, которые стимулируют более высокое по сравнению с договором качество исполнения.4
Рассматривая проблемы поощрения исполнения обязательств,, М. И. Брагинский отмечает, что меры поощрения выражают прежде всего интересы той стороны, которой предоставляются соответствующие льготы и преимущества. Именно это и позволяет стимулировать с их помощью определенное поведение организации — стороны договора. Однако те же меры поощрения одновременно обеспечивают и интересы контрагента (организации, предоставляющей льготы). Поэтому цель гражданско-правовых мер поощрения — стимулировать сторону к избранию оптимального с точки зрения интересов ее контрагента варианта.5
В результате проведенных исследований к неординарному выводу приходит М. Г. Пронина: «Обеспечительная функция мер поощрения значительно шире, чем принудительных мер. Она проявляется не только по отношению к правилу поведения, предусмотренному поощрительной нормой, но и к другим нормам. Это становится возможным в силу взаимосвязи содержания правил поведения соответствующих поощрительных предписаний и иных правовых норм».6
При столь важной роли мер материального поощрения в обеспечении исполнения договорных обязательств социалистическими предприятиями и организациями поощрительные меры не упоминаются в числе средств обеспечения исполнения обязательств ни в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ни в гражданских кодексах союзных республик. Более того, отдельные ученые и на современном этапе весьма категоричны в своих суждениях о том, что меры материального поощрения не присущи гражданско-правовым методам регулирования. Вряд ли с этим можно согласиться.
Прежде всего далеко не во всех обязательствах целесообразно предусматривать материальное поощрение должника за их надлежащее исполнение, так же как не за любое нарушение договорного обязательства предусматривается штраф. Вид обеспечительных мер определяется и законодателем, и самими контрагентами с учетом многих обстоятельств: степени важности и сложности обеспечения того или иного хозяйственного обязательства на данном этапе; эффективности избранного средства для обеспечения данного вида обязательства; целесообразности применения обеспечительного средства с точки зрения интересов контрагентов и общества и т. д.
Для более полного раскрытия обеспечительной функции мер материального поощрения необходимо уяснить, что же понимается под обеспечением исполнения норм обязательственного права. В советской юридической литературе к способам обеспечения исполнения обязательств обычно относят установленные по соглашению сторон или законом специальные меры имущественного характера, направленные на надлежащее исполнение обязательства или предоставляющие кредитору определенную гарантию удовлетворения его требований либо гарантию возмещения убытков, которые могут возникнуть в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В числе способов (видов) обеспечения исполнения обязательств указываются: неустойка (штраф, пеня), залог, поручительство, задаток, гарантия.7
Основная масса обеспечительных средств предусматривается правовыми нормами. Стороны хозяйственного договора могут оговаривать в обязательствах средства их обеспечения, если это не противоречит действующим нормативным актам. Большинство обеспечительных средств, закрепленных правовой нормой, не могут изменяться самими сторонами. Например, в соответствии с п. 71 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения в договоре могут быть предусмотрены санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, за нарушение которых законодательством санкции не установлены.8 Стороны по договору при наличии их согласия вправе повысить размеры санкций за нарушение условий договора, установленные Положением о поставках и особыми условиями поставки.
Таким образом, как справедливо отмечает В. П. Грибанов, «предоставляя многочисленные и разнообразные средства защиты носителям субъективных гражданских прав, Советское государство вместе с тем предусматривает и определенные границы защиты права. Границы есть неотъемлемое свойство всякого субъективного права, ибо при отсутствии таких границ право превращается в свою противоположность — в произвол и тем самым вообще перестает быть правом».9
Для эффективного использования в системе обеспечительных средств материального поощрения необходимо определить его понятие и сущность. Под материальным поощрением исполнения хозяйственно-договорных обязательств понимается предусмотренная законом либо обусловленная договором мера материального поощрения, предоставляемая контрагенту за надлежащее, а в соответствующих случаях и за улучшенное исполнение обязательств. Сущность механизма материального поощрения за надлежащее и улучшенное исполнение договорных обязательств проявляется в следующем. Закрепленная в правовой форме возможность удовлетворения своих коллективных (а затем и личных) материальных потребностей соразмерна уровню выполнения обязательства. Воздействуя на сознание и волю работников предприятия, она становится фактором их активного поведения, движущей силой, направленной на обеспечение надлежащего (в срок, обусловленного качества, количества, ассортимента и т. д.) и улучшенного (досрочно, повышенного против договора качества, с более длительным гарантийным сроком и привлекательным внешним видом и т. д.) исполнения хозяйственно-договорных обязательств.
Меры материального поощрения в новых условиях хозяйствования все шире применяются как средства обеспечения исполнения договорных обязательств. Согласно Типовому положению о порядке образования и использования в 1988—1990 гг. фонда материального поощрения предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование,10 абсолютный размер отчислений в фонд материального поощрения предприятия-поставщика увеличивается (уменьшается) в зависимости от выполнения заданий и обязательств по .поставкам продукции и товаров в соответствии с заключенными договорами и заказами-нарядами внешнеторговых организаций. При этом фонд материального поощрения увеличивается на 15%, при полном выполнении договорных обязательств по поставкам.
Законодательством о капитальном строительстве11 предусмотрено, что при выполнении строительно-монтажными организациями плана ввода в действие всех производственных мощностей и объектов плановая сумма фонда материального поощрения увеличивается на 10%. По Временному положению о порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы12 предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, на которых размещен госзаказ на поставку продукции, а также подрядные строительно-монтажные организации, выполняющие работы по созданию производственных мощностей по госзаказу, получают право на дополнительные экономические льготы по платежам из прибыли (дохода) в государственный бюджет. Взносы в бюджет уменьшаются таким образом, чтобы обеспечить увеличение прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, в размере до 10% (для предприятий, использующих форму хозрасчета, основанную на нормативном распределении дохода, — до 3% хозрасчетного дохода) в зависимости от удельного веса госзаказа в общем объеме производства продукции (выполнения работ, услуг).
Недвижимость на Черном море: Пока еще дешевеет: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
В целях повышения материальной заинтересованности сторон договора контрактации — колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий в увеличении производства подсолнечника, сои и сахарной свеклы постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1986 г. № 358 «О дальнейшем совершенствовании экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны»13 предусматривалось продавать им встречно, начиная с урожая 1986 г., за каждый реализованный государству центнер:
подсолнечника сорта «Первенец» (и иных аналогичных сортов) — 40 кг шротов и 20 кг комбикормов;
подсолнечника других сортов — 10 кг шротов и 20 кг комбикормов; а проданный сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадцатой пятилетке, — 30 кг шротов и 20 кг комбикормов;
сои — 30 кг шротов и 50 кг комбикормов;
сахарной свеклы— 1,5 кг патоки, 1 кг комбикормов и 60 кг жома, а проданный сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадцатой пятилетке, — 5 кг патоки, 2 кг комбикормов и 80 кг жома.
Как видим, применение мер материального поощрения предусматривается не только за улучшенное исполнение плановых и .договорных обязательств, но и за надлежащее исполнение. Следовательно, поощрение нельзя рассматривать как гражданско-правовую меру, обеспечивающую только улучшенное исполнение договорных обязательств. С позиции действующего хозяйственного законодательства следует отказаться от выводов о том, что поощрительные меры применяются для обеспечения только улучшенного исполнения договорных обязательств. Уже в середине 70-х годов В. В. Лаптев указывал, что невыполнение обязательств по хозяйственным договорам поставки будет прямо и непосредственно влиять на поощрение коллективов.14 Путем установления прямой и неразрывной связи между выполнением плана и реализацией обязательств по хозяйственному договору значительно усиливается эффективность ответственности за невыполнение хозяйственных обязательств.
За улучшенное исполнение договорных обязательств меры материального поощрения применяются более широко, чем за надлежащее исполнение. Повышение качества исполнения стимулируют предусмотренные прейскурантами цен надбавки к цене за увеличение содержания полезных веществ в поставляемой продукции, ее потребительских свойств, премии за рациональное использование энергетических ресурсов, доплаты за увеличение гарантийных сроков, надбавки к закупочным ценам за продажу государству колхозами, совхозами сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадцатой пятилетке, подсолнечника, сахарной свеклы, хлопка-сырца, скота, птицы, молока, шерсти и т. д.
Материальное поощрение, направленное на улучшенное исполнение хозяйственно-договорных обязательств, одновременно стимулирует и надлежащее выполнение обязательств. А4еры материального поощрения за улучшенное исполнение обязательств способствуют повышению качества продукции (работ), ускорению выполнения обязательств, повышению уровня производства и поставки продукции по сравнению с плановым либо фактически достигнутым уровнем за истекший период (год, пятилетку и т. д.).
Для обеспечения исполнения хозяйственно-договорных обязательств и с учетом приоритета экономических методов управления экономикой целесообразно более широкое внедрение мер материального поощрения в договорных отношениях между предприятиями и организациями. За ритмичную ежесуточную (либо декадную — в зависимости от объемов поставки, режима работы потребителя и т. д.) поставку сырья, материалов, комплектующих изделий, в получении которых особо заинтересован потребитель, необходимо предусматривать в договорах поощрительную надбавку в размерах 3—5% от стоимости ритмично поставленной продукции. Поощрительную надбавку по соглашению сторон можно установить и за досрочную поставку наиболее дефицитной в данное время года продукции. Такая практика в настоящее время уже внедряется во взаимоотношения предприятий.
При досрочном вводе в действие производственных мощностей и объектов заказчики в капитальном строительстве передают генеральным подрядчикам 50% прибыли предприятия, предусмотренной проектом за период, на который сокращен срок строительства. Это положение закреплено в законодательстве.15 Отмеченная мера материального поощрения направлена на удовлетворение хозрасчетных интересов как подрядчика, которому передается прибыль, так и заказчика, получающего благодаря досрочному вводу производственных мощностей дополнительную прибыль. Досрочный ввод производственных мощностей соответствует экономическим интересам и Советского государства: участвуя в распределении прибыли заказчика и подрядчика, оно получает установленную долю прибыли в виде отчислений в госбюджет. Таким образом, данная поощрительная норма права стимулирует, побуждает подрядчика действовать для удовлетворения своих интересов так, чтобы одновременно удовлетворять интересы партнера по хозяйственному договору и общества в целом.
В обязательствах по перевозке грузов меры материального поощрения предусмотрены, как правило, за досрочную погрузку или разгрузку, отправку грузов отправительскими маршрутами, уплотненную загрузку вагонов, что позволяет перевозчику сократить простои, ускорить оборот транспортных средств, повысить их рентабельность. Эффективность поощрительных норм существенно повысится, если эти нормы будут закреплены в основном нормативном акте — Уставе железных дорог Союза ССР, регламентирующем отношения по перевозке данным видом транспорта. В этом случае поощрительные нормы станут более доступными для тех, кому они адресованы, в первую очередь — грузоотправителей и грузополучателей.
Гражданско-правовые нормы, направленные на стимулирование исполнения договорных обязательств, особенно тесно взаимодействуют с нормами трудового права. Это обусловлено рядом объективных предпосылок. При социалистической системе хозяйства удовлетворение личных материальных потребностей и интересов возможно, как общее правило, лишь через коллективные интересы, трудовую деятельность на предприятии, в организации.
При моделировании системы материального стимулирования исполнения договорных обязательств следует учитывать, что и меры материального поощрения юридического лица, к применяемые к нему имущественные санкции не могут выполнить роль стимулов, если меры материального поощрения не преломляются в сознании его работников как поощрительные для них меры в виде премирования конкретных работников, а санкции — как неблагоприятные для них последствия, ущемляющие их имущественные интересы. Поэтому проблему повышения действенности материальных стимулов обеспечения исполнения обязательств необходимо решать не путем увеличения размера средств материального поощрения и имущественной ответственности вообще, а прежде всего за счет совершенствования механизма соединения этих средств с материальными интересами как коллектива, так и соответствующих работников. Например, порядок, согласно которому уплаченные предприятием штрафы, неустойки и иные имущественные санкции относятся на хозрасчетный доход, остающийся в его распоряжении, качественно повысил действенность имущественных санкций. Произошло это в результате отнесения сумм неустоек на хозрасчетный доход, предназначенный целиком для удовлетворения социальных и экономических интересов коллектива. При отнесении сумм неустоек лишь на общие хозяйственные результаты деятельности предприятия, как это было прежде, значительная часть имущественных санкций покрывалась за счет уменьшения доли прибыли, подлежащей внесению в бюджет. Таким образом, за счет переложения доли ответственности на общество ответственность самих предприятий-поставщиков оказывалась мало ощутимой, недостаточно стимулирующей надлежащее исполнение договорных обязательств.
Оценивая значение материального поощрения в обеспечении исполнения хозяйственно-договорных обязательств, нельзя принижать и роль морального поощрения трудовых коллективов и соответствующих работников в обеспечении исполнения обязательств. Ведь материальное и моральное поощрение тесно взаимодействуют, повышая результативность той и другой форм поощрения.
Учитывая возрастающую роль мер материального поощрения в стимулировании договорных обязательств между социалистическими предприятиями, в Основы гражданского законодательства и в гражданские кодексы союзных республик следует ввести нормы о поощрении исполнения договорных обязательств социалистическими организациями. В них целесообразно определить основные принципы материального поощрения, источники и цели поощрения и другие вопросы, связанные с применением мер поощрения в хозяйственных обязательствах.
Курортная недвижимость в Болгарии, дешевле не бывает: снижение цен на 6 - 10 % в год
студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
+ ВНЖ в Болгарии
*Кандидат юридических наук, доцент Грозненского нефтяного института. Б. М. Сейнароев, 1989.
1 См., напр.: Бернштейн Д. И. Социалистическая правовая норма и особенность ее охраны в современный период//Правоведение. 1964, № 2. С. 131.
2 См., напр.: Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: Докт. дис. М., 1972. С. 317—318.
3 Правовое регулирование хозяйственных связей // Государство, право, экономика /Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. М., 1970. С. 428.
4 Тарасов М. А. Поощрение — способ обеспечения договорных обязательств //Советское государство и право. 1960. № 6. С. 19.
5 Брагинский М, И. Общее учение о хозяйственных договорах, Минск, 1967. С. 218.
6 Пронина М. Г., Обеспечение исполнения норм гражданского права. Минск, 1974, С. 150.
7 Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. /Под ред. В. П. Грибанова и С. М. Корнеева. 1979—1980. Т. 1. М., 1979. С. 492,
8 СП СССР. 1988. Отдел первый. № 24—25. Ст. 70.
9 Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав, №. 1972. С. 152.
10 Экономическая газета. 1988. № 7. С. 23.
11 О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986г. № 971 //СП СССР. 1986. Отдел первый. № 30. Ст. 161.
12 Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г., № 889 (Там же. 1988. Отдел первый. № 26. Ст. 71).
13 Там же. 1986. Отдел первый. № 17. Ст. 90.
14 Теоретические проблемы хозяйственного права /Под ред. В. В. Лаптева. М., 1975. С. 10.
15 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. № 971. П. 12.
Источник информации: Правоведение. - 1989. - № 6. - С. 33 - 39. ( )