ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
тел 7(904) 512 00 09
 
 Юристы       Конференция       Библиотека       Объявления       Авторизация   
Пользовательский поиск
   Разделы
Авторское право
Гражданское право
Жилищное право
Имущественные споры
Примирительная палата
Семейное право
Новости периодики


   Имущественные споры  ( документов: 7 )
Материальное поощрение исполнения хозяйственно-договорных обязательств : Понятие и сущность

   Поделиться ссылкой :   

*Сейнароев, Б. М. 1989

Перестройка требует новых подходов к обеспечению исполнения договорных обязательств социалистическими предприятиями и орга­низациями. Если при прежних административно-командных методах управления экономикой упор в обеспечении исполнения хозяйственно-договорных обязательств делался на санкции (меры принуждения), то в новых условиях хозяйствования на первое место выдвигается эко­номическая заинтересованность самих сторон в исполнении договора. При этом расширена свобода выбора контрагентами средств обеспечения исполнения обязательств по принципу: предприятие вправе по собственной инициативе принимать все решения, если они не противо­речат действующему законодательству.

Материальное поощрение — одно из действенных средств обеспе­чения исполнения хозяйственно-договорных обязательств. Отношение к этому средству среди цивилистов различное и нередко противоречи­вое. Противоположные точки зрения по поощрительным нормам вы­сказаны и в общей теории права. Одни авторы, полагая, что поощри­тельные нормы не обеспечены нормами государственного принуждения, не относят их к категории правовых.1 Другие справедливо считают, что поощрительные нормы, используемые для стимулирования действий, полезных для общества, воспитания масс на положительных примерах, поддержки и распространения передового опыта, могут рассматривать­ся как особый вид норм права, исходя из их специфической роли в ре­гулировании общественных отношений.2

В литературе уже обращалось внимание на недостаточную разра­ботанность проблемы поощрения в общей теории советского права и. гражданско-правовой науке. Так, Р. О. Халфина пишет: «До сих пор говорилось о стимулирующей роли имущественной ответственности... Существенное значение для усиления эффективности договорных связей имеют и меры поощрения. Вопрос о мерах поощрения в имуществен­ных отношениях между социалистическими организациями мало раз­работан в юридической науке».3 Впервые в цивилистической литерату­ре развернутый анализ поощрения как способа обеспечения договор­ных обязательств дал М. А. Тарасов, относивший к поощрительным, мерам только такие, которые стимулируют более высокое по сравне­нию с договором качество исполнения.4

Рассматривая проблемы поощрения исполнения обязательств,, М. И. Брагинский отмечает, что меры поощрения выражают прежде всего интересы той стороны, которой предоставляются соответствую­щие льготы и преимущества. Именно это и позволяет стимулировать с их помощью определенное поведение организации — стороны догово­ра. Однако те же меры поощрения одновременно обеспечивают и ин­тересы контрагента (организации, предоставляющей льготы). Поэто­му цель гражданско-правовых мер поощрения — стимулировать сторо­ну к избранию оптимального с точки зрения интересов ее контрагента варианта.5

В результате проведенных исследований к неординарному выводу приходит М. Г. Пронина: «Обеспечительная функция мер поощрения значительно шире, чем принудительных мер. Она проявляется не толь­ко по отношению к правилу поведения, предусмотренному поощри­тельной нормой, но и к другим нормам. Это становится возможным в силу взаимосвязи содержания правил поведения соответствующих поощрительных предписаний и иных правовых норм».6

При столь важной роли мер материального поощрения в обеспе­чении исполнения договорных обязательств социалистическими пред­приятиями и организациями поощрительные меры не упоминаются в числе средств обеспечения исполнения обязательств ни в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ни в гражданских кодексах союзных республик. Более того, отдельные ученые и на современном этапе весьма категоричны в своих суждениях о том, что меры материального поощрения не присущи гражданско-правовым методам регулирования. Вряд ли с этим можно согла­ситься.

Прежде всего далеко не во всех обязательствах целесообразно пре­дусматривать материальное поощрение должника за их надлежащее исполнение, так же как не за любое нарушение договорного обяза­тельства предусматривается штраф. Вид обеспечительных мер опре­деляется и законодателем, и самими контрагентами с учетом многих обстоятельств: степени важности и сложности обеспечения того или иного хозяйственного обязательства на данном этапе; эффективности избранного средства для обеспечения данного вида обязательства; целе­сообразности применения обеспечительного средства с точки зрения интересов контрагентов и общества и т. д.

Для более полного раскрытия обеспечительной функции мер мате­риального поощрения необходимо уяснить, что же понимается под обеспечением исполнения норм обязательственного права. В советской юридической литературе к способам обеспечения исполнения обяза­тельств обычно относят установленные по соглашению сторон или законом специальные меры имущественного характера, направленные на надлежащее исполнение обязательства или предоставляющие кре­дитору определенную гарантию удовлетворения его требований либо гарантию возмещения убытков, которые могут возникнуть в результа­те неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В чи­сле способов (видов) обеспечения исполнения обязательств указыва­ются: неустойка (штраф, пеня), залог, поручительство, задаток, га­рантия.7

Основная масса обеспечительных средств предусматривается пра­вовыми нормами. Стороны хозяйственного договора могут оговари­вать в обязательствах средства их обеспечения, если это не противоре­чит действующим нормативным актам. Большинство обеспечительных средств, закрепленных правовой нормой, не могут изменяться самими сторонами. Например, в соответствии с п. 71 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения в договоре могут быть предусмотрены санкции за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение обязательств, за нарушение которых законодательством санк­ции не установлены.8 Стороны по договору при наличии их согласия вправе повысить размеры санкций за нарушение условий договора, установленные Положением о поставках и особыми условиями по­ставки.

Таким образом, как справедливо отмечает В. П. Грибанов, «пре­доставляя многочисленные и разнообразные средства защиты носителям субъективных гражданских прав, Советское государство вместе с тем предусматривает и определенные границы защиты права. Границы есть неотъемлемое свойство всякого субъективного права, ибо при отсутствии таких границ право превращается в свою противополож­ность — в произвол и тем самым вообще перестает быть правом».9

Для эффективного использования в системе обеспечительных средств материального поощрения необходимо определить его понятие и сущность. Под материальным поощрением исполнения хозяйственно-договорных обязательств понимается предусмотренная законом либо обусловленная договором мера материального поощрения, предостав­ляемая контрагенту за надлежащее, а в соответствующих случаях и за улучшенное исполнение обязательств. Сущность механизма мате­риального поощрения за надлежащее и улучшенное исполнение дого­ворных обязательств проявляется в следующем. Закрепленная в пра­вовой форме возможность удовлетворения своих коллективных (а за­тем и личных) материальных потребностей соразмерна уровню вы­полнения обязательства. Воздействуя на сознание и волю работников предприятия, она становится фактором их активного поведения, движу­щей силой, направленной на обеспечение надлежащего (в срок, обусловленного качества, количества, ассортимента и т. д.) и улучшенного (досрочно, повышенного против договора качества, с более длитель­ным гарантийным сроком и привлекательным внешним видом и т. д.) исполнения хозяйственно-договорных обязательств.

Меры материального поощрения в новых условиях хозяйствования все шире применяются как средства обеспечения исполнения договор­ных обязательств. Согласно Типовому положению о порядке образо­вания и использования в 1988—1990 гг. фонда материального поощ­рения предприятий, объединений и организаций, переведенных на пол­ный хозрасчет и самофинансирование,10 абсолютный размер отчисле­ний в фонд материального поощрения предприятия-поставщика увели­чивается (уменьшается) в зависимости от выполнения заданий и обя­зательств по .поставкам продукции и товаров в соответствии с заклю­ченными договорами и заказами-нарядами внешнеторговых организа­ций. При этом фонд материального поощрения увеличивается на 15%, при полном выполнении договорных обязательств по поставкам.

Законодательством о капитальном строительстве11 предусмотрено, что при выполнении строительно-монтажными организациями плана ввода в действие всех производственных мощностей и объектов плано­вая сумма фонда материального поощрения увеличивается на 10%. По Временному положению о порядке формирования государственных за­казов на 1989 и 1990 годы12 предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, на которых размещен госзаказ на поставку про­дукции, а также подрядные строительно-монтажные организации, вы­полняющие работы по созданию производственных мощностей по гос­заказу, получают право на дополнительные экономические льготы по платежам из прибыли (дохода) в государственный бюджет. Взносы в бюджет уменьшаются таким образом, чтобы обеспечить увеличение прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, в размере до 10% (для предприятий, использующих форму хозрасчета, основанную на нормативном распределении дохода, — до 3% хозрасчетного дохо­да) в зависимости от удельного веса госзаказа в общем объеме про­изводства продукции (выполнения работ, услуг).

Недвижимость на Черном море: Пока еще дешевеет:
      снижение цен на 6 - 10 % в год
          студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
                двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
                      трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
                             + ВНЖ в Болгарии

В целях повышения материальной заинтересованности сторон до­говора контрактации — колхозов, совхозов и других сельскохозяйствен­ных предприятий в увеличении производства подсолнечника, сои и са­харной свеклы постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1986 г. № 358 «О дальнейшем совершенствовании экономи­ческого механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны»13 предусматривалось продавать им встречно, начиная с уро­жая 1986 г., за каждый реализованный государству центнер:

подсолнечника сорта «Первенец» (и иных аналогичных сортов) — 40 кг шротов и 20 кг комбикормов;

подсолнечника других сортов — 10 кг шротов и 20 кг комбикор­мов; а проданный сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадца­той пятилетке, — 30 кг шротов и 20 кг комбикормов;

сои — 30 кг шротов и 50 кг комбикормов;

сахарной свеклы— 1,5 кг патоки, 1 кг комбикормов и 60 кг жома, а проданный сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадцатой пяти­летке, — 5 кг патоки, 2 кг комбикормов и 80 кг жома.

Как видим, применение мер материального поощрения предусмат­ривается не только за улучшенное исполнение плановых и .договорных обязательств, но и за надлежащее исполнение. Следовательно, поощ­рение нельзя рассматривать как гражданско-правовую меру, обеспечи­вающую только улучшенное исполнение договорных обязательств. С по­зиции действующего хозяйственного законодательства следует отка­заться от выводов о том, что поощрительные меры применяются для обеспечения только улучшенного исполнения договорных обязательств. Уже в середине 70-х годов В. В. Лаптев указывал, что невыполнение обязательств по хозяйственным договорам поставки будет прямо и не­посредственно влиять на поощрение коллективов.14 Путем установления прямой и неразрывной связи между выполнением плана и реализацией обязательств по хозяйственному договору значительно усиливается эф­фективность ответственности за невыполнение хозяйственных обяза­тельств.

За улучшенное исполнение договорных обязательств меры матери­ального поощрения применяются более широко, чем за надлежащее исполнение. Повышение качества исполнения стимулируют предусмотрен­ные прейскурантами цен надбавки к цене за увеличение содержания полезных веществ в поставляемой продукции, ее потребительских свойств, премии за рациональное использование энергетических ресур­сов, доплаты за увеличение гарантийных сроков, надбавки к закупоч­ным ценам за продажу государству колхозами, совхозами сверх сред­него уровня, достигнутого в одиннадцатой пятилетке, подсолнечника, сахарной свеклы, хлопка-сырца, скота, птицы, молока, шерсти и т. д.

Материальное поощрение, направленное на улучшенное исполне­ние хозяйственно-договорных обязательств, одновременно стимулирует и надлежащее выполнение обязательств. А4еры материального поощре­ния за улучшенное исполнение обязательств способствуют повышению качества продукции (работ), ускорению выполнения обязательств, по­вышению уровня производства и поставки продукции по сравнению с плановым либо фактически достигнутым уровнем за истекший период (год, пятилетку и т. д.).

Для обеспечения исполнения хозяйственно-договорных обяза­тельств и с учетом приоритета экономических методов управления экономикой целесообразно более широкое внедрение мер материаль­ного поощрения в договорных отношениях между предприятиями и ор­ганизациями. За ритмичную ежесуточную (либо декадную — в зависи­мости от объемов поставки, режима работы потребителя и т. д.) по­ставку сырья, материалов, комплектующих изделий, в получении кото­рых особо заинтересован потребитель, необходимо предусматривать в договорах поощрительную надбавку в размерах 3—5% от стоимости ритмично поставленной продукции. Поощрительную надбавку по со­глашению сторон можно установить и за досрочную поставку наибо­лее дефицитной в данное время года продукции. Такая практика в на­стоящее время уже внедряется во взаимоотношения предприятий.

При досрочном вводе в действие производственных мощностей и объектов заказчики в капитальном строительстве передают генераль­ным подрядчикам 50% прибыли предприятия, предусмотренной проек­том за период, на который сокращен срок строительства. Это поло­жение закреплено в законодательстве.15 Отмеченная мера материаль­ного поощрения направлена на удовлетворение хозрасчетных интере­сов как подрядчика, которому передается прибыль, так и заказчика, получающего благодаря досрочному вводу производственных мощно­стей дополнительную прибыль. Досрочный ввод производственных мощностей соответствует экономическим интересам и Советского госу­дарства: участвуя в распределении прибыли заказчика и подрядчика, оно получает установленную долю прибыли в виде отчислений в гос­бюджет. Таким образом, данная поощрительная норма права стиму­лирует, побуждает подрядчика действовать для удовлетворения своих интересов так, чтобы одновременно удовлетворять интересы партнера по хозяйственному договору и общества в целом.

В обязательствах по перевозке грузов меры материального поощ­рения предусмотрены, как правило, за досрочную погрузку или раз­грузку, отправку грузов отправительскими маршрутами, уплотненную загрузку вагонов, что позволяет перевозчику сократить простои, уско­рить оборот транспортных средств, повысить их рентабельность. Эф­фективность поощрительных норм существенно повысится, если эти нормы будут закреплены в основном нормативном акте — Уставе же­лезных дорог Союза ССР, регламентирующем отношения по перевозке данным видом транспорта. В этом случае поощрительные нормы ста­нут более доступными для тех, кому они адресованы, в первую оче­редь — грузоотправителей и грузополучателей.

Гражданско-правовые нормы, направленные на стимулирование ис­полнения договорных обязательств, особенно тесно взаимодействуют с нормами трудового права. Это обусловлено рядом объективных пред­посылок. При социалистической системе хозяйства удовлетворение личных материальных потребностей и интересов возможно, как общее правило, лишь через коллективные интересы, трудовую деятельность на предприятии, в организации.

При моделировании системы материального стимулирования ис­полнения договорных обязательств следует учитывать, что и меры ма­териального поощрения юридического лица, к применяемые к нему иму­щественные санкции не могут выполнить роль стимулов, если меры материального поощрения не преломляются в сознании его работников как поощрительные для них меры в виде премирования конкретных работников, а санкции — как неблагоприятные для них последствия, ущемляющие их имущественные интересы. Поэтому проблему повыше­ния действенности материальных стимулов обеспечения исполнения обязательств необходимо решать не путем увеличения размера средств материального поощрения и имущественной ответственности вообще, а прежде всего за счет совершенствования механизма соединения этих средств с материальными интересами как коллектива, так и соответст­вующих работников. Например, порядок, согласно которому уплачен­ные предприятием штрафы, неустойки и иные имущественные санкции относятся на хозрасчетный доход, остающийся в его распоряжении, качественно повысил действенность имущественных санкций. Произо­шло это в результате отнесения сумм неустоек на хозрасчетный доход, предназначенный целиком для удовлетворения социальных и экономи­ческих интересов коллектива. При отнесении сумм неустоек лишь на общие хозяйственные результаты деятельности предприятия, как это было прежде, значительная часть имущественных санкций покрыва­лась за счет уменьшения доли прибыли, подлежащей внесению в бюд­жет. Таким образом, за счет переложения доли ответственности на общество ответственность самих предприятий-поставщиков оказывалась мало ощутимой, недостаточно стимулирующей надлежащее исполне­ние договорных обязательств.

Оценивая значение материального поощрения в обеспечении испол­нения хозяйственно-договорных обязательств, нельзя принижать и роль морального поощрения трудовых коллективов и соответствующих работников в обеспечении исполнения обязательств. Ведь материальное и моральное поощрение тесно взаимодействуют, повышая результатив­ность той и другой форм поощрения.

Учитывая возрастающую роль мер материального поощрения в сти­мулировании договорных обязательств между социалистическими предприятиями, в Основы гражданского законодательства и в граж­данские кодексы союзных республик следует ввести нормы о поощрении исполнения договорных обязательств социалистическими органи­зациями. В них целесообразно определить основные принципы мате­риального поощрения, источники и цели поощрения и другие вопросы, связанные с применением мер поощрения в хозяйственных обязатель­ствах.

Курортная недвижимость в Болгарии, дешевле не бывает:
      снижение цен на 6 - 10 % в год
          студия на море до 17 000 € ( до 375 €/кв.м)
                двушка на море до 35 000 € ( до 400 €/кв.м)
                      трешка на море до 55 000 € ( до 383 €/кв.м)
                             + ВНЖ в Болгарии

*Кандидат юридических наук, доцент Грозненского нефтяного института. Б. М. Сейнароев, 1989.

1 См., напр.: Бернштейн Д. И. Социалистическая правовая норма и особен­ность ее охраны в современный период//Правоведение. 1964, № 2. С. 131.

2 См., напр.: Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой дея­тельности в СССР: Докт. дис. М., 1972. С. 317—318.

3 Правовое регулирование хозяйственных связей // Государство, право, эко­номика /Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. М., 1970. С. 428.

4 Тарасов М. А. Поощрение — способ обеспечения договорных обязательств //Советское государство и право. 1960. № 6. С. 19.

5 Брагинский М, И. Общее учение о хозяйственных договорах, Минск, 1967. С. 218.

6 Пронина М. Г., Обеспечение исполнения норм гражданского права. Минск, 1974, С. 150.

7 Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. /Под ред. В. П. Гриба­нова и С. М. Корнеева. 1979—1980. Т. 1. М., 1979. С. 492,

8 СП СССР. 1988. Отдел первый. № 24—25. Ст. 70.

9 Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав, №. 1972. С. 152.

10 Экономическая газета. 1988. № 7. С. 23.

11 О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительст­ве: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986г. № 971 //СП СССР. 1986. Отдел первый. № 30. Ст. 161.

12 Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г., № 889 (Там же. 1988. Отдел первый. № 26. Ст. 71).

13 Там же. 1986. Отдел первый. № 17. Ст. 90.

14 Теоретические проблемы хозяйственного права /Под ред. В. В. Лап­тева. М., 1975. С. 10.

15 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. № 971. П. 12.

Источник информации: Правоведение. - 1989. - № 6. - С. 33 - 39. ( )

39
  Документы